город Москва |
|
25 августа 2022 г. |
Дело N А41-64069/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "РИГЭК": Шалыгиной М.М. (дов. от 01.09.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по ценам и тарифам Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского округа Чехов Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 18 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2022 г.,
по делу N А41-64069/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная инновационная гидроэнергетическая компания"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Комитет по ценам и тарифам Московской области; Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области; Администрация городского округа Чехов Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Региональная инновационная гидроэнергетическая компания" (далее - ООО "РИГЭК", общество, заявитель) является собственником земельного участка общей площадью 10 539 кв.м с кадастровым номером 50:31:0020501:1034, расположенного по адресу: Московская обл., г. Чехов, ул. Покровская, земельный участок 17, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для жилищного строительства (далее - земельный участок).
На вышеуказанном земельном участке расположен водозаборный узел с кадастровым номером 50:31:0020501:6435, введенный в эксплуатацию в 2013 году.
19 марта 2021 г. ООО "РИГЭК" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрирующий орган) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:1034 с "для жилищного строительства" на "коммунальное обслуживание" (регистрационный номер заявления КУВД-001/2021-10040844).
Уведомлением от 29 марта 2021 г. N КУВД-001/2021-10040844/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельного участка в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 29 апреля 2021 г., с указанием на то, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют сведения о соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 50:31:0020501:1034.
Во исполнение вышеуказанного уведомления обществом 11 июня 2021 г. в регистрационный орган представлены дополнительные документы.
11 июня 2021 г. обществом в целях устранения причин приостановления осуществления государственной регистрации прав представлены дополнительные документы.
Уведомлением от 15 марта 2021 г. N КУВД-001/2021-10040844/3 регистрирующий орган известил общество о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, указав на то, что согласно ответу Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - Мособлархитектура) земельный участок с кадастровым номером 50:31:0020501:1034 в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Чехов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от 28 декабря 2017 г. N 137/9-2017 (в редакции от 28 ноября 2019 г.), включен в границы территориальной зоны - зона многоквартирной жилой застройки (Ж-1). Площадь земельного участка заявленного к учету (10 539 кв.м) больше предельно максимального размера установленного для основного вида разрешенного использования "коммунальное обслуживание" - 10 000 кв.м.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области уведомлением от 29 июня 2021 г. N КУВД-001/2021-10040844/4 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ООО "РИГЭК" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Московской области внести изменения в ЕГРН, Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:1034 наименование вида разрешенного использования земельного участка - коммунальное обслуживание, код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка - 3.1, на основании заявления от 19 марта 2021 г. и предоставленных документов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по ценам и тарифам Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Администрация городского округа Чехов Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 января 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2022 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что земельный участок имеет площадь больше предельно максимального размера, установленного для испрашиваемого вида разрешенного использования.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "РИГЭК" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
Представитель ООО "РИГЭК" принял участие в онлайн-заседании, с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители Управления Росреестра по Москве и третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "РИГЭК", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Из части 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктами 3 и 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3); вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункт 4).
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительными регламентами, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку обществом были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о внесении изменений о виде разрешенного использования земельного участка с "для жилищного строительства" на "коммунальное обслуживание", поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:31:0020501:1034 был сформирован и использовался для размещения водозаборного узла микрорайона "Губернский" до утверждения Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Чехов Московской области решением Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от 28 декабря 2017 г. N 137/9-2017.
Судами установлено, что в соответствии с выписками из ЕГРН данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 01 ноября 2011 г. и расположенный на нем водозаборный узел микрорайона "Губернский" с кадастровым номером 50:31:0020501:6435 был введен в эксплуатацию 2013 годе (дата присвоения кадастрового номера 23 мая 2013 г.).
Данный объект был построен на основании разрешения на строительство от 14 июля 2011 г., выданного Администрацией Чеховского муниципального района Московской области, согласно которому площадь земельного участка под строительство составляет 10 500 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 50:31:0020501:1034 имеет вид разрешенного использования "для жилищного строительства", что соответствует установленному в настоящее время Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 Классификатору видов разрешенного использования земельных участков виду разрешенного использования - "Жилая застройка". Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1.
Вид разрешенного использования 2.7 "Обслуживание жилой застройки" - размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования, в том числе с кодом 3.1.
Содержание вида разрешенного использования 3.1 "Коммунальное обслуживание" - размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1.1 - 3.1.2.
Таким образом, земельный участок уже был сформирован, в том числе для целей коммунального обслуживания, до утверждения Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Чехов Московской области решением Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от 28 декабря 2017 г. N 137/9-2017.
Объект недвижимого имущества (водозаборный узел), для эксплуатации которого сформирован спорный земельный участок, введен в эксплуатацию в 2013 году, также до утверждения Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Чехов Московской области решением Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от 28 декабря 2017 г. N 137/9-2017, в связи с чем земельный участок фактически используется для целей "Коммунальное обслуживание".
Судами также указано на то, что в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации правила предельных размеров земельных участков применимы к преобразуемым, измененным земельным участкам, а границы земельного участка 50:31:0020501:1034 не меняются, межевые работы не проводятся, участок остается в своих существующих границах.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2022 г. по делу N А41-64069/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
...
Земельный участок с кадастровым номером 50:31:0020501:1034 имеет вид разрешенного использования "для жилищного строительства", что соответствует установленному в настоящее время Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 Классификатору видов разрешенного использования земельных участков виду разрешенного использования - "Жилая застройка". Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1.
...
Судами также указано на то, что в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации правила предельных размеров земельных участков применимы к преобразуемым, измененным земельным участкам, а границы земельного участка 50:31:0020501:1034 не меняются, межевые работы не проводятся, участок остается в своих существующих границах."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2022 г. N Ф05-18828/22 по делу N А41-64069/2021