г. Москва |
|
25 августа 2022 г. |
Дело N А40-183861/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 25.08.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Брокеркредитсервис-Форекс": Винчковский Е.В. по доверенности от 12.05.2022, паспорту;
от Мещанской межрайонной прокуратуры, от Прокуратуры города Москвы: Макаревич Е.О. по доверенности от 25.08.2022, удостоверению;
от Банка России: не явился, извещён;
рассмотрев 25.08.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брокеркредитсервис-Форекс"
на решение от 24 февраля 2022 года Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 31 мая 2022 года Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-183861/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Брокеркредитсервис-Форекс"
к Мещанской межрайонной прокуратуре, Прокуратуре города Москвы,
третье лицо: Банк России
об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью "Брокеркредитсервис-Форекс" (далее - общество, ООО "Брокеркредитсервис-Форекс") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мещанской межрайонной прокуратуре, Прокуратуре города Москвы (далее - прокуратура) об оспаривании представления от 16.08.2021 N 7-01-2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель прокуратуры возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, выслушав представителей прокуратуры и общества, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в Мещанскую межрайонную прокуратуру города Москвы поступило обращение Заместителя начальника Сибирского ГУ Банка России Музяева А.В. о противоправных действиях ООО "Брокеркредитсервис-Форекс".
По результатам проведенной проверки Мещанской межрайонной прокуратурой города Москвы установлено, что ООО "БКС-ФОРЕКС" незаконно использует в своем фирменном наименовании слово "форекс".
16.08.2021 Мещанской межрайонной прокуратурой Центрального административного округа в лице Заместителя окружного прокурора в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в отношении заявителя вынесено Представление об устранении нарушений требований законодательства о рынке ценных бумаг N 7-01-2021.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" деятельностью форекс-дилера признается деятельность по заключению от своего имени и за свой счет с лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не на организованных торгах договоров, которые являются производными финансовыми инструментами, обязанность сторон по которым зависит от изменения курса соответствующей валюты и (или) валютных пар и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения, а также двух и более договоров, предметом которых является иностранная валюта или валютная пара, срок исполнения обязательств по которым совпадает, кредитор по обязательству в одном из которых является должником по аналогичному обязательству в другом договоре и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность форекс-дилера, именуется форекс-дилером. Форекс-дилер вправе осуществлять свою деятельность только после вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую форекс-дилеров, в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".
В силу ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" слово "форекс", производные от него слова и сочетания с ним в фирменном наименовании могут использоваться только форекс-дилерами.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в статьях 3 - 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что общество на момент вынесения представления не относилось к субъектам наделенным правом использовать с своем фирменном наименовании слово "форекс" и производные от него слова и сочетания.
Судами установлено, что по состоянию на 16.08.2021 общество не имело лицензии на осуществление деятельности форекс-дилера.
Суды учли, что в настоящее время, лицензия на осуществление деятельности форекс-дилера с 18.11.2021 у ООО "Брокеркредитсервис-Форекс" имеется, представление не налагает на заявителя никаких ограничений.
Апелляционный суд правомерно отклонил доводы жалобы о нарушении процедуры проведения проверки, поскольку принятие решения о проведении проверки, согласно ст. ст. 21 и 26 Закона о прокуратуре, обязательно только для проведения проверок исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П указано, что проведение органами прокуратуры проверок исполнения законов должно проводиться с одновременным вынесением соответствующего решения, обусловленного наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности организации и ее должностных лиц, "которые нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью... организаций". Кроме того, Конституционный Суд отмечает, что впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений ориентирующее значение должен иметь Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, в рамках межведомственного взаимодействия без контакта с тем лицом, которым по имеющейся информации были допущены какие-либо нарушения закона, без принятия решения о проведении проверки прокурор вправе осуществлять следующие надзорные мероприятия: получать необходимую информацию, материалы, данные из открытых источников либо запрашивать информацию у контролирующих и иных органов, а также лиц, представивших сведения о нарушениях закона. Проанализировав полученную информацию, прокурор принимает решение: в случае подтверждения наличия нарушений - о принятии соответствующих мер прокурорского реагирования, в случае недостаточности полученных сведений для подтверждения или опровержения информации о нарушениях закона - о проведении проверки в порядке ст. 21 Закона о прокуратуре.
В данном случае, межрайонной прокуратурой проводились мероприятия в рамках межведомственного взаимодействия с ГУ Центрального Банка и сбора информации из открытых источников без взаимодействия с нарушителем и в рамках таких мероприятий установлен факт нарушения законодательства, ввиду чего прокурором правомерно не принималось решение о проведении проверки.
Вопреки доводам кассационной жалобы общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают требованиям АПК РФ к доказыванию и оценке доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А40-183861/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П указано, что проведение органами прокуратуры проверок исполнения законов должно проводиться с одновременным вынесением соответствующего решения, обусловленного наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности организации и ее должностных лиц, "которые нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью... организаций". Кроме того, Конституционный Суд отмечает, что впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений ориентирующее значение должен иметь Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, в рамках межведомственного взаимодействия без контакта с тем лицом, которым по имеющейся информации были допущены какие-либо нарушения закона, без принятия решения о проведении проверки прокурор вправе осуществлять следующие надзорные мероприятия: получать необходимую информацию, материалы, данные из открытых источников либо запрашивать информацию у контролирующих и иных органов, а также лиц, представивших сведения о нарушениях закона. Проанализировав полученную информацию, прокурор принимает решение: в случае подтверждения наличия нарушений - о принятии соответствующих мер прокурорского реагирования, в случае недостаточности полученных сведений для подтверждения или опровержения информации о нарушениях закона - о проведении проверки в порядке ст. 21 Закона о прокуратуре.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу N А40-183861/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2022 г. N Ф05-19342/22 по делу N А40-183861/2021