• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2022 г. N Ф05-20125/22 по делу N А41-82983/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, руководствуясь положениями статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", правовой позиции, изложенной в пункте 26 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2021 года по делу N А40-45415/2021, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходили из того, что заказчик создал для ООО "Политехно" преимущественные условия участия в торгах, выразившееся в заключении контракта в отсутствие предоставленного обеспечения его исполнения.

Указанный подход подтвержден пунктом 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, согласно которому государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требовании Закона N 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.

Отклоняя доводы ответчика о том, что не ясно каким образом восстанавливаются права истца в результате признания сделки ничтожной, поскольку для истца доступен другой способ защиты права путем подачи иска о возмещении убытков, апелляционный суд указал, что целью настоящего спора является приведение сторон данной сделки в первоначальное положение, существовавшее до заключения контракта для обеспечения возможности истцу на равных условиях участвовать в новых торгах на оказание консультационных услуг на базе программы 1С Предприятие. Иск о взыскании убытков не может привести к изложенным последствиям.

Отклоняя ссылки ответчика на ненадлежащий способ защиты права, поскольку признание сделки ничтожной не позволит возместить ООО "Политехно" исполненное по сделке, так как предметом спорного муниципального контракта является оказание услуг, апелляционный суд с учетом пункта 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, указал, что возврату лишь подлежит денежная сумма, внесенная ООО "Политехно" с нарушением правил, установленных законом для обеспечения исполнения контракта, поскольку она была внесена до его заключения и у заказчика с признанием контракта ничтожной сделкой не будет основания для их удержания, однако, данное обстоятельство само по себе не может в силу закона являться основанием для отказа в признании сделки ничтожной.

...

Судами также отмечено, что ООО "Политехно" в установленный для заключения контракта срок обеспечение его исполнения не внесло на специальный счет заказчика, а совершило указанные действия лишь после повторного направления ему проекта контракта в результате исполнения заказчиком предписания УФАС МО, которое в настоящий момент признано незаконным и отменено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2021 года по делу N А40-45415/2021.

...

решение Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2022 года по делу N А41-82983/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Политехно" - без удовлетворения."