г. Москва |
|
26 августа 2022 г. |
Дело N А41-60533/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АЛС-Терминал": не явился, извещён;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещён;
от Министерства имущественных отношений Московской области, в лице филиала по Московской области: не явился, извещён;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещён;
от ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Московской области: не явился, извещён;
рассмотрев 24.08.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 21 декабря 2021 года Арбитражного суда Московской области
на постановление от 06 июня 2022 года Десятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А41-60533/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛС-Терминал"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, в лице филиала по Московской области, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Московской области,
о признании незаконным бездействия, обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛС-Терминал" (далее - ООО "АЛСТерминал", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и какографии по Московской области по невнесению в государственный кадастр недвижимости сведений о дате начала применения кадастровой стоимости, установленной на основании решения Московского областного суда от 20 августа 2020 г. по делу 3а-1318/2020 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:00101110:1356, 50:22:0010110:33 с "01" января 2019 г., в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010110:1642, 50:22:0010110:1643 с "02" апреля 2019 г., в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1358 с "16" августа 2019 года.
- обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о дате начала применения кадастровой стоимости, установленной на основании решения Московского областного суда от 20 августа 2020 г. по делу N 3а1318/2020, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010110:1356, 50:22:0010110:33, указав дату начала применения кадастровой стоимости - "01" января 2019 г., в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010110:1642, 50:22:0010110:1643, указав дату начала применения кадастровой стоимости "02" апреля 2019 г., в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1358 указав дату начала применения кадастровой стоимости - "16" августа 2019 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что заявитель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010110:1642, 50:22:0010110:1643, 50:22:0010110:1356, 50:22:0010110:1358, 50:22:0010110:33.
Вступившим в законную силу решением Московского областного суда от 20.08.2020 по делу N 3а-1318/2020 установлена кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2018, 08.08.2018, 08.08.2019.
Решением была установлена рыночная стоимость объектов в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1642 в размере 46 020 660 рублей, определенную по состоянию на 08.08.2018;
- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1643 в размере 648 000 рублей, определенную по состоянию на 08.08.2018; - земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1356 в размере 31 616 640 рублей, определенную по состоянию на 01.01.2018;
- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1358 в размере 34 815 480 рублей, определенную по состоянию на 08.08.2019;
- земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:33 в размере 16 362 500 рублей, определенную по состоянию на 01.01.2018.
22.10.2020 заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
16.11.2020 Управлением Росреестра представлен ответ N 50-10а-10-5073/20, в соответствии с которым кадастровая стоимость объектов изменена в размере, указанном в решении, с указанием даты применения 01.01.2020. 09.12.2020 заявитель направил в адрес Управления обращения внести изменения в части установления иных дат применения измененной кадастровой стоимости.
Управлением Росреестра представлен ответ N 50-10а-10-6321/2020, согласно которому кадастровая стоимость, установленная в решении суда, применяется для целей налогообложения с 01.01.2020.
10.02.2021 заявитель обратился в Московский областной суд с заявлением о разъяснении решения суда.
Определением Московского областного суда от 23.03.2021 по делу N 3а-1318/2020 указано, что кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1642, определенную по состоянию на 08.08.2018, следует применять с 02.04.2019 до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в ЕГРН; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1643, определенную по состоянию на 08.08.2018, следует применять с 02.04.2019 до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в ЕГРН; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1356, определенную по состоянию на 01.01.2018, следует применять с 01.01.2019 до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в ЕГРН; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:1358, определенную по состоянию на 08.08.2019, следует применять с 16.08.2019 до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в ЕГРН; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:33, определенную по состоянию на 01.01.2018, следует применять с 01.01.2019 до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в ЕГРН.
25.05.2021 заявитель повторно обратился в Управление Росреестра с просьбой внести соответствующие изменения о дате применения измененной кадастровой стоимости.
25.06.2021 Управлением Росреестра представлен ответ N 50-10а-3506/21, согласно которому ошибок в части указания даты начала применения кадастровой стоимости земельных участков не выявлено.
Считая бездействие заинтересованного лица незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 63 ФЗ 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц.
Форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости утверждена Приложением N 3 к приказу Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975.
Указанная форма содержит графу "Дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда".
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 08.02.2013 N 34-РМ "О проведении государственной кадастровой оценки земель Московской области в 2013 году" Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ утверждены Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области.
Пунктом 4 указанного Распоряжения установлено, что в той части, в какой оно во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождает правовые последствия для налогоплательщиков, оно вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2014 года.
Из положений пункта 1 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для государственной регистрации прав являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Таким образом, орган, осуществляющий государственную регистрацию недвижимости после поступления соответствующего извещения от органа государственной власти об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости обязан внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости соответствующего объекта, а также о дате начала применения кадастровой стоимости.
Доказательств внесения в ЕГРН сведений о дате начала применения кадастровой стоимости указанных земельных участков заинтересованным лицом не представлено.
Неисполнение требований закона, нарушает права заявителя на получение информации из ЕГРН, предусмотренного ст. 63 ФЗ 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приложением N 3 к приказу Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом пункт 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям соответствует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Заявитель обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе и в Управление Росреестра по Московской области с заявление по внесению сведений в ЕГРН на основании решения суда в 2020 г.
Положения пункта 1 статьи 391 НК РФ применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Одним из таких оснований является вступившее в законную силу решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, для целей исчисления земельного налога кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении его рыночной стоимости, вступившего в силу после 1 января 2019 года, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, с учетом положений пункта 2.1 статьи 52 НК РФ.
Более того, указанное предусматривает, что измененная по вышеприведенным основаниям кадастровая стоимость должна применяться (в том числе при перерасчете налога, исчисленного исходя из налоговой базы, определенной по кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания) для всех налоговых периодов, в которых в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.
Суды указали, что материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу решением Московского областного суда от 20.08.2020 по делу N 3а-1318/2020 установлена кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2018, 08.08.2019.
Определением Московского областного суда от 23.03.2021 по делу N 3а-1318/2020 дано разъяснение по датам начала применения кадастровой стоимости объектов.
Доказательств обжалования вышеуказанных судебных актов либо их отмены в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период).
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135 -ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области" Центр кадастровой оценки", отчетом от 16.11.2018 N 01/2018 2 "Об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области и в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1633 от 27.11.2018 г. в отношении объектов недвижимости земельного участка, с кадастровым номером 50:22:0010110:1356, общей площадью: 15 840 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Транспортная, дом 5, земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:33, общей площадью: 7 700 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Люберецкий, г. Люберцы, ул. Транспортная, дом 5 А, были утверждены результаты государственной кадастровой оценки на дату государственной кадастровой оценки - 01.01.2018 г.
В соответствии с Актом N 188 от 09.08.2019 г. Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" в порядке ст. 16 Федерального закона от 03.06.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении объекта недвижимости: земельного участка, с кадастровым номером 50:22:0010110:1358, общей площадью: 7 640 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Транспортная, дом 5 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки на дату государственной кадастровой оценки -08.08.2019 г.
В соответствии с Актом N 004д от 29.03.2019 г. Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" по ст. 16 Федерального закона от 03.06.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении объекта недвижимости: земельного участка, с кадастровым номером 50:22:0010110:1642, общей площадью 11 534 кв. м., расположенный по адресу: Московская область, городской округ Люберцы, город Люберцы, ул. Транспортная, дом 5, земельного участка, с кадастровым номером 50:22:0010110:1643, общей площадью 135 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, городской округ Люберцы, город Люберцы, улица Транспортная, участок 5/1, были утверждены результаты государственной кадастровой оценки на дату государственной кадастровой оценки - 08.08.2019 г.
Суды пришли к выводу, что отсутствие в ЕГРН актуальных сведений о дате применения кадастровой стоимости спорных земельных участков нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе связанные с уплатой земельного налога за предыдущие периоды.
Вопреки доводам кассационной жалобы управления, выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, и на правильном применении норм материального права с учетом таких обстоятельств.
Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу N А41-60533/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области" Центр кадастровой оценки", отчетом от 16.11.2018 N 01/2018 2 "Об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области и в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1633 от 27.11.2018 г. в отношении объектов недвижимости земельного участка, с кадастровым номером 50:22:0010110:1356, общей площадью: 15 840 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Транспортная, дом 5, земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:33, общей площадью: 7 700 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н Люберецкий, г. Люберцы, ул. Транспортная, дом 5 А, были утверждены результаты государственной кадастровой оценки на дату государственной кадастровой оценки - 01.01.2018 г."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2022 г. N Ф05-19155/22 по делу N А41-60533/2021