город Москва |
|
29 августа 2022 г. |
Дело N А40-141212/21-149-1007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Шоркина А.В.: Шмигельского А.В. (дов. от 29.06.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица ОАО "Бирюлевский мясоперерабатывающий завод": Шмигельского А.В. (дов. от 22.05.2022 г.);
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Производственно-складской комплекс "ТехноЛогия": не явились, извещены;
рассмотрев 23 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 декабря 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 г.,
по делу N А40-141212/21-149-1007
по заявлению индивидуального предпринимателя Шоркина Андрея Владимировича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании недействительным решения,
третьи лица: открытое акционерное общество "Бирюлевский мясоперерабатывающий завод"; Департамент городского имущества города Москвы; общество с ограниченной ответственностью "Производственно-складской комплекс "ТехноЛогия",
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Бирюлевский мясоперерабатывающий завод" (далее - ОАО "БИКОМ") является арендатором земельного участка, площадью 54 466 кв.м, с кадастровым номером 77:05:10004:034, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бирюлевская, д. 38, для эксплуатации производственно-административных зданий и сооружений мясоперерабатывающего комбината (далее - земельный участок) на основании заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы договора аренды от 20 января 1997 г. N М-05-007888.
На основании заключенного между ОАО "БИКОМ" и индивидуальным предпринимателем Шоркиным Андреем Владимировичем (далее - ИП Шоркин А.В., предприниматель, заявитель) договора от 08 февраля 2021 г. N 3/21-КР предпринимателем был подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 77:05:0010004:34, который был представлен в Департамент городского имущества города Москвы.
01 апреля 2021 г. Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0010004:34, с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Бирюлевская, д. 38 (регистрационный номер заявления N КУВД-001/2021-12501596).
Уведомлением от 08 апреля 2021 г. N КУВД-001/2021-12501596/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельного участка в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 08 июля 2021 г., с указанием на то, что представленный межевой план подготовлен с нарушением статьи 22 Закона о государственной регистрации, а также Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 г. N 921 (далее - Требования), в части недочетов технического характера в межевом плане, а именно:
в нарушение пункта 2 Требований в XML-документе неверно указан номер кадастрового квартала, в котором расположен уточняемый земельный участок;
в нарушение пункта 35 Требований ошибочно заполнен реквизит "4" раздела "Исходные данные" (для уточняемого земельного участка заполняется строка "5" реквизита "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках"); сведения межевого плана о наличии на уточняемом земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей не соответствуют сведениям ЕГРН;
в нарушение пункта 76 Требований в разделе "Схема расположения земельных участков" отображаются границы земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков.
21 апреля 2021 г. скорректированный межевой план от 16 апреля 2021 г. представлен в Управление Росреестра по Москве.
Уведомлением от 30 апреля 2021 г. N КУВД-001/2021-12501596/2 Управление Росреестра по Москве сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, согласно которому не были устранены в полном объеме причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета (в нарушение части 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации документы, включенные в состав Приложения межевого плана, не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточенных границ; в нарушение пункта 2 Требований в XML-документе неверно указан номер кадастрового квартала, в котором расположен уточняемый земельный участок; в нарушение пункта 76 Требований в разделе "Схема расположения земельных участков" отображаются границы земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков).
Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Москве (далее - комиссия) от 26 мая 2021 г. N 497/2021 решение (уведомление) Управления Росреестра по Москве от 30 апреля 2021 г. N КУВД-001/2021-12501596/2 оставлено без изменения.
Считая свои права нарушенными, ИП Шоркин А.В. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения, оформленного уведомлением от 30 апреля 2021 г. N КУВД-001/2021-12501596/2, и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 77:05:0010004:34 в границах и площадью, определенных кадастровым инженером в межевом плане от 16 апреля 2021 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "БИКОМ", Департамент городского имущества города Москвы, общество с ограниченной ответственностью "Производственно-складской комплекс "ТехноЛогия" (далее - ООО "ПСК "ТехноЛогия").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 декабря 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что на государственную регистрацию заявителем был представлен межевой план, описывающий границы спорного земельного участка с нарушением Требований.
От ИП Шоркина А.В. через систему подачи документов "Мой арбитр" поступил отзыв на кассационную жалобу, который подлежит возврату в связи с отсутствием доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку отзыв на кассационную жалобу подан в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ИП Шоркина А.В. и ОАО "БИКОМ" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ИП Шоркина А.В. и ОАО "БИКОМ", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Частью 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0010004:34.
При этом судами сделаны выводы об отсутствии в представленном в регистрационный орган скорректированном межевом плане от 16 апреля 2021 г. установленных в оспариваемом решении нарушений.
Судами дана подробная оценка выводам Управления Росреестра по Москве относительно выявленных в межевом плане нарушений Требований.
Отклоняя довод Управления Росреестра по Москве о том, что представленный межевой план не соответствует Требованиям к их подготовке, суды указали на то, что заявителем в регистрационный орган представлялся исправленный (скорректированный) межевой план.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 декабря 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 г. по делу N А40-141212/21-149-1007 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
...
Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 декабря 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 г. по делу N А40-141212/21-149-1007 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2022 г. N Ф05-16957/22 по делу N А40-141212/2021