город Москва |
|
30 августа 2022 г. |
Дело N А40-181108/21-33-1331 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Электролуч": Раевского А.Н. (дов. N ДО/2021/19 от 07.07.2021 г.), Пишанецкой Е.Ю. (дов. N ДО/2021/20 от 10.08.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: Хайбуллина Р.Р. (дов. N ГИН-Д-21691/22 от 19.05.2022 г.);
рассмотрев 24 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2022 г.,
по делу N А40-181108/21-33-1331
по заявлению акционерного общества "Электролуч"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03 августа 2021 г. N 3599-ЗУ/9015106-21,
УСТАНОВИЛ: 15 июня 2021 г. главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Центральному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) на основании поручения на проведение планового рейдового обследования от 15 июня 2021 г. N 9015106 проведено обследование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Большая Пироговская, вл. 27, стр. 1, 2, 3, 4, 6, 7.
В ходе проведения обследования административным органом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005008:138 площадью 19 936 кв.м и адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Пироговская, вл. 27, стр. 1, 2, 3, 4, 6, 7 предоставлен Департаментом городского имущества города Москвы в аренду акционерному обществу "Электролуч" (далее - АО "Электролуч", общество, заявитель) по договору аренды от 17 октября 2005 г. N М-01-029551, сроком действия по 14 июля 2054 г., для эксплуатации административных зданий, трансформаторной подстанции. По данным информационных систем договор аренды является действующим.
На земельном участке расположено трехэтажное нежилое здание 1917 года постройки с кадастровым номером 77:01:0005008:1112 площадью 2 785,1 кв.м и адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 1.
Согласно данным Росреестра площадь в нежилом здании по адресу: г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 1 составляет 2 825,7 кв.м.
Нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0005008:1112 площадью 2 785,1 кв.м и адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 1 принадлежит на праве собственности АО "Электролуч" (запись в ЕГРН от 18 марта 2002 г. N 77-01/01-013/2001-10449).
Согласно проведенному анализу технической документации ГБУ МосгорБТИ по состоянию на 17 июля 1996 г., по состоянию на 13 августа 2003 г. и по состоянию на 05 июля 2013 г. установлено, что в результате произведенной реконструкции без оформленной в установленном порядке проектной и разрешительной документации созданы помещения общей площадью 703,9 кв.м, а именно:
- созданы помещения подвала, согласно экспликации к поэтажному плану БТИ от 26 сентября 2019 г. на дату обследования по состоянию на 05 июля 2013 г. площадью 474,7 кв.м (подвал, пом. I, ком. 1-25);
- на месте демонтированной части здания возведена трехэтажная пристройка площадью 229,2 кв.м (первый этаж пом. III, ком. 1, 2 площадью 68,1 кв.м; второй этаж пом. IV, ком. 6 площадью 110,2 кв.м; третий этаж пом. V ком. 16 площадью 50,9 кв.м).
Незаконно созданные помещения общей площадью 703,9 кв.м (подвал, пом. I, ком. 1-25; первый этаж пом. III, ком. 1, 2; второй этаж пом. IV, ком. 6; третий этаж пом. V, ком. 16) включены в состав здания с кадастровым номером 77:01:0005008:1112, площадью 2 825,7 кв.м, находящегося в собственности АО "Электролуч".
По информации Мосгосстройнадзора (письмо от 16 апреля 2021 г. N 09-23/21-(685) застройщик с заявлениями о выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию в Комитет не обращался, проектная документация не предоставлялась, разрешения на строительство (реконструкцию) и ввод объектов в эксплуатацию не оформлялись. Иная информация в отношении указанных объектов в Комитете отсутствует.
По информации ГБУ "ЦГА Москвы" (письмо от 26 января 2021 г. N ЦНАМ-01-61/248) документация на реконструкцию здания по адресу: г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 1 не имеется.
По информации Префектуры Центрального административного округа города Москвы (письмо от 15 апреля 2021 г. N ЦАО-07-16-5244/21) распоряжения о реконструкции объекта по адресу: г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 1 в период с 2000 года по настоящее время распоряжения о реконструкции объекта, о назначении приемочной комиссии, о вводе в эксплуатацию объекта, о предоставлении земельного участка не выпускались.
Сведения о предоставлении земельного участка под строительство (реконструкцию) объектов, а также об оформлении разрешительной документации на строительство (реконструкцию) объектов отсутствуют.
Договором аренды земельного участка от 17 октября 2005 г. N М-01-029551 определены условия и цели предоставления земельного участка, из которых следует, что земельный участок предоставляется для эксплуатации административных зданий, трансформаторной подстанции, без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в рапорте о результатах планового (рейдового) обследования от 15 июня 2021 г. N 9015106, акте обмера площади земельного участка от 15 июня 2021 г. N 9015106 и произведенной фотосъемкой.
На основании полученных данных 29 июня 2021 г. Госинспекцией по недвижимости в отношении АО "Электролуч" был составлен протокол об административном правонарушении N 9015106.
Постановлением Госинспекции по недвижимости от 03 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении N 3599-ЗУ/9015106-21 АО "Электролуч" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 6.7 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 19 620 000 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, АО "Электролуч" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2022 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Госинспекция по недвижимости просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях общества вменяемого ему состава административного правонарушения.
В заседании кассационной инстанции представитель Госинспекции по недвижимости поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "Электролуч" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) в договорах купли-продажи земельных участков, правовых актах Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам зданий, сооружений или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (часть 6 статьи 7 Закона о землепользовании).
Действия, связанные с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения и установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка; а в случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о недоказанности в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы.
Суды исходили из тех обстоятельств, что работы по реконструкции строения 1 без получения разрешения на строительство были выполнены не позднее 05 июля 2013 г.; с 2013 года и до настоящего времени общество предпринимает все возможные меры по узакониванию изменений строения 1; в 2013 году на основании заключенного договора с ГУП МосгорБТИ N 34 10 301737 от 29 мая 2013 г. в отношении строения 1 были получены новые планы БТИ; 27 мая 2014 г. в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве подано заявление с просьбой осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0005008:1112 в связи с изменением площади здания; далее велась работа по отработке выданных ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве замечаний, однако 09 сентября 2014 г. - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в связи с тем, что не все замечания были устранены и истек срок приостановления заявления было принято решение N 77/601/14-67761 об отказе в учете изменений в объекте недвижимости.
Судами также указано на то, что работ по строительству и/или реконструкции на указанном земельном участке общество не проводит. Доказательств обратного административным органом не представлено.
Суд кассационной инстанции полагает, что приведенные выводы судов не могли служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, выражается в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения и установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
Госинспекцией по недвижимости обществу вменено использование земельного участка, связанное с эксплуатацией расположенных на нем объектов капитального строительства, возведенных в нарушение требований Закона г. Москвы "О землепользовании городе Москве".
Рассматриваемое административное правонарушение является длящимся.
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которого выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Выявленное Госинспекцией по недвижимости правонарушение общество совершало ранее (2013 г.) и продолжало совершать при проведении последнего обследования.
Таким образом, выводы судов о том, что работы по реконструкции строения 1 без получения разрешения на строительство были выполнены не позднее 05 июля 2013 г., а затем общество совершало действия по кадастровому учету изменений, а также о том, что в настоящее время не ведется строительство, не свидетельствуют об отсутствии в действиях АО "Электролуч" состава вмененного ему административного правонарушения.
При этом судами не выяснены обстоятельства, связанные с регистрацией права собственности на площадь здания с учетом реконструированных помещений.
Учитывая, что возникшие гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, данное обстоятельство имеет существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
Принимая во внимание, что требуется дополнительное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акта подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2022 г. по делу N А40-181108/21-33-1331 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о недоказанности в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы.
...
Суд кассационной инстанции полагает, что приведенные выводы судов не могли служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, выражается в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения и установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
...
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2022 г. N Ф05-17726/22 по делу N А40-181108/2021
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17726/2022
07.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-88082/2022
15.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181108/2021
30.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17726/2022
22.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11673/2022
03.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181108/2021