город Москва |
|
02 сентября 2022 г. |
Дело N А41-79432/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЕДС Серпухов+": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ЦУ Ростехнадзора: не явились, извещены;
рассмотрев 30 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЕДС Серпухов+"
на решение Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2022 г.,
по делу N А41-79432/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕДС Серпухов+" к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30 сентября 2021 г. N 6.1-Пс/0196-0000ПК-2021,
УСТАНОВИЛ: при проведении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью в части предоставления сведений об организации производственного контроля на опасном производственном объекте - сеть газопотребления (регистрационный номер А02-90826-0001), расположенного по адресу: Московская обл., г. Серпухов, ул. Юбилейная, д. 17, 19, 21, должностными лицами Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЦУ Ростехнадзора, административный орган) установлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: обществом с ограниченной ответственностью "ЕДС Серпухов+" (далее - ООО "ЕДС Серпухов+", общество, заявитель) в срок до 01 апреля 2021 г. не представлены в территориальный орган Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2020 год, что является нарушением части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) и пунктов 14, 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (далее - Правила).
На основании полученных данных 27 июля 2021 г. в отношении ООО "ЕДС Серпухов+" составлен протокол об административном правонарушении N 6.1-0000ПК-Пр/0196-2021.
30 сентября 2021 г. ЦУ Ростехнадзора вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 6.1-ПС/0196-0000ПК-2021, которым ООО "ЕДС Серпухов+" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "ЕДС Серпухов+" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ЦУ Ростехнадзора о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2022 г., признано незаконным и отменено постановление ЦУ Ростехнадзора 30 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении N 6.1-ПС/0196-0000ПК-2021 о привлечении ООО "ЕДС Серпухов+" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В кассационной жалобе ЦУ Ростехнадзора просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и отсутствие доказательств того, что объект - сеть газопотребления зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за иным лицом.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЕДС Серпухов+" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Закон о промышленной безопасности определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 1 указанного закона под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно части 1 статьи 11 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 11 Закона о промышленной безопасности сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Требования к организации и осуществлению производственного контроля установлены в Правилах.
В соответствии с пунктом 4 Правил производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Пунктом 14 Правил установлено, что эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно до 1 апреля (пункт 14(1) Правил).
Действия, связанные с нарушением требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие в действиях ООО "ЕДС Серпухов+" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку общество не является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект - сеть газопотребления (регистрационный номер А02-90826-0001), расположенного по адресу: Московская обл., г. Серпухов, ул. Юбилейная, д. 17, 19, 21.
Судами установлено, что ООО "ЕДС Серпухов+" обращалось в Администрацию городского округа Серпухов Московской области по вопросу передачи газопровода филиалу АО "Мособлгаз" "Юг".
Письмом от 30 октября 2020 г. N 1357-Исх Администрация городского округа Серпухов Московской области сообщила, что заказчиком газификации котельных для теплоснабжения жилых домов, расположенных по адресу: Московская обл., г. Серпухов, ул. Юбилейная, д. 17, 19, 21 являлось ЗАО "Московская областная инвестиционно-строительная компания" и данная организация является правообладателем газопроводов, включая ГРП по вышеуказанным адресам.
Отклоняя доводы ЦУ Ростехнадзора об отсутствии доказательств направления данных об исключении или перерегистрации опасного производственного объекта - сеть газопотребления на иную организацию, суды указали на то, что заявления об исключении опасного производственного объекта - сеть газопотребления из реестра опасных производственных объектов были поданы обществом 20 августа 2019 г. и 15 марта 2021 г. (л.д. 12, 15), однако ответ на заявления не поступил, опасный производственный объект из реестра исключен не был.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2022 г. по делу N А41-79432/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ЕДС Серпухов+" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие в действиях ООО "ЕДС Серпухов+" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку общество не является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект - сеть газопотребления (регистрационный номер А02-90826-0001), расположенного по адресу: Московская обл., г. Серпухов, ул. Юбилейная, д. 17, 19, 21."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2022 г. N Ф05-19469/22 по делу N А41-79432/2021