город Москва |
|
02 сентября 2022 г. |
Дело N А40-178793/21-93-1365 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Альфа-Банк": Мыкольникова А.А. (дов. N 4/2464Д от 02.10.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: не явились, извещены;
от третьего лица ИП Моргенштерн А.Т.: не явились, извещены;
рассмотрев 30 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Альфа-Банк"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2022 г.,
по делу N А40-178793/21-93-1365
по заявлению акционерного общества "Альфа-Банк"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения и предписания от 23 апреля 2021 г. по делу N 08/05/5-26/2021,
третье лицо: индивидуальный предприниматель Моргенштерн Алишер Тагирович,
УСТАНОВИЛ: 23 апреля 2021 г. по результатам рассмотрения обращений граждан с претензиями к рекламе карты акционерного общества "Альфа-Банк" (далее - АО "Альфа-Банк", общество, банк), распространяемой с ноября 2020 года на youtube-канале "MORGENSHTERN" на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов" исполнителя MORGENSHTERN, комиссией Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - комиссия) принято решение по делу N 08/05/5-26/2021, в соответствии с которым признана ненадлежащей, нарушающей пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама карты АО "Альфа-Банк", распространявшуюся с ноября 2020 года на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", исполнителя MORGENSHTERN, поскольку в рекламе демонстрируется процесс потребления алкогольной продукции (пункт 1 решения); признана ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5, часть 7 статьи 5 Закона о рекламе реклама карты АО "Альфа-Банк", распространявшуюся с ноября 2020 года на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", исполнителя MORGENSHTERN, поскольку в рекламе приводится некорректное сравнение АО "Альфа-Банк" с другими банками (пункт 2 решения); признана ненадлежащей, нарушающей пункт 2 статьи 6 Закона о рекламе реклама карты АО "Альфа-Банк", распространявшуюся с ноября 2020 года на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", исполнителя MORGENSHTERN, поскольку реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей или иных лиц приобрести рекламируемую карту АО "Альфа-Банк" (пункт 3 решения); признана ненадлежащей, нарушающей часть 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама карты АО "Альфа-Банк", распространявшуюся с ноября 2020 года на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", исполнителя MORGENSHTERN, поскольку в рекламе отсутствует наименование, оказывающего банковские услуги лица, с указанием его организационно-правовой формы, которая является неотъемлемой частью наименования юридического лица (пункт 4 решения); признана ненадлежащей, нарушающей часть 6 статьи 5 Закона о рекламе реклама карты АО "Альфа-Банк", распространявшуюся с ноября 2020 года на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов", исполнителя MORGENSHTERN, поскольку в рекламе используются непристойные и оскорбительные образы и сравнения (пункт 5 решения).
На основании указанного решения ФАС России выдано предписание от 23 апреля 2021 г. по делу N 08/05/5-26/2021 о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в соответствии с которым АО "Альфа-Банк" предписано в течение 15 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в демонстрации в рекламе процесса потребления алкогольной продукции (пункт 1 предписания); прекратить нарушение требований пункта 1 части 2 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в некорректном сравнении в рекламе АО "Альфа-Банк" с другими банками (пункт 2 предписания); прекратить нарушение требований пункта 2 статьи 6 Закона о рекламе, выразившееся в побуждении в рекламе несовершеннолетних убедить родителей или иных лиц пробрести рекламируемую карту АО "Альфа-Банк" (пункт 3 предписания); прекратить нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе наименования, оказывающего банковские услуги лица, с указанием его организационно-правовой формы, которая является неотъемлемой частью наименования юридического лица (пункт 4 предписания); прекратить нарушение требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в использовании в рекламе непристойных и оскорбительных образов и сравнений (пункт 5 предписания).
Пунктом 2 предписания установлены порядок и сроки его исполнения.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, АО "Альфа-Банк" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании их незаконными.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Моргенштерн Алишер Тагирович (далее - ИП Моргенштерн А.Т.).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Альфа-Банк" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения,
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Альфа-Банк" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ФАС России и ИП Моргенштерна А.Т. в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АО "Альфа-Банк", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями Закона о рекламе, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания решения и предписания антимонопольного органа незаконными, в связи с установлением антимонопольным органом ненадлежащей и нарушающей требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 6, части 1 статьи 28 Закона о рекламе рекламы, распространяемой с ноября 2020 года на youtube-канале "MORGENSHTERN" на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов" исполнителя MORGENSHTERN.
Судами дана надлежащая и подробная оценка по выявленным антимонопольным органом нарушениям, а также указано на исполнимость выданного предписания.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2022 г. по делу N А40-178793/21-93-1365 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Альфа-Банк" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями Закона о рекламе, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания решения и предписания антимонопольного органа незаконными, в связи с установлением антимонопольным органом ненадлежащей и нарушающей требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, части 6 статьи 5, пункта 2 статьи 6, части 1 статьи 28 Закона о рекламе рекламы, распространяемой с ноября 2020 года на youtube-канале "MORGENSHTERN" на сайте youtube.com в форме клипа "Клип за 10 лямов" исполнителя MORGENSHTERN."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2022 г. N Ф05-19584/22 по делу N А40-178793/2021