город Москва |
|
05 сентября 2022 г. |
Дело N А41-65259/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Интерьер": Замараева Р.С. (дов. от 01.04.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Пушкинский Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Пушкинский Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Пушкинский Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 31 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Пушкинский Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2022 г.
по делу N А41-65259/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интерьер"
к Администрации городского округа Пушкинский Московской области, Комитету имущественных отношений Администрации городского округа Пушкинский Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Пушкинский Московской области
о признании незаконным отказа,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Интерьер" (далее - ООО "Интерьер", общество, заявитель) является собственником нежилого здания общей площадью 493,3 к.м., с кадастровым номером 50:13:0030114:641, расположенного по адресу: Московская обл., Пушкинский район, с. Путилково, д. 86 (далее - объект).
Вышеуказанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:13:0030114:887, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения административного здания (далее земельный участок), предоставленном обществу по договору аренды от 29 июля 1997 г. N 5 и договору о передаче (уступке) прав и обязанностей от 25 декабря 2020 г. N 6.
ООО "Интерьер" обратилось в Администрацию городского округа Пушкинский Московской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении государственной (муниципальной) услуги "Предоставление земельных участков в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030114:887 (номер заявления Р001-5043172957-47269097).
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией было принято решение от 30 июля 2021 г. N Р001-5043172957-47269097 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов", мотивированное тем, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Считая свои права нарушенными, ООО "Интерьер" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Пушкинский Московской области, Комитету имущественных отношений Администрации городского округа Пушкинский Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Пушкинский Московской области о признании незаконным решения от 30 июля 2021 г. N Р001-5043172957-47269097 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030114:887, расположенного по адресу: Московская обл., Московская обл., Пушкинский район, с. Путилково, д. 86 и обязании Комитет имущественных отношений Администрации городского округа Пушкинский Московской области заключить с ООО "Интерьер" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030114:887 за плату без проведения торгов, а также подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030114:887 в трех экземплярах (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2022 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене принятых по настоящему делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка (административное здание) его фактическому использованию (гражданское нежилое).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Интерьер" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение судами норм материального и процессуального права.
Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Интерьер" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители Администрации городского округа Пушкинский Московской области, Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Пушкинский Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Пушкинский Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Интерьер", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Из пунктов 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку на испрашиваемом обществом в собственность земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности.
При этом судами установлено, что несоответствие вида разрешенного использования земельного участка и целевого назначения расположенного на нем здания утвержденному градостроительному регламенту не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку на момент возведения объекта (возведено в 1976 году, поставлено на кадастровый учет 29 июля 2012 г.) и государственной регистрации права собственности на него классификатор видов разрешенного использования не применялся, документы градостроительного зонирования на территории городского округа Пушкинский не были утверждены (Правила землепользования и застройки территории (части территории) Пушкинского городского округа Московской области утверждены решением Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 19 февраля 2020 г. N 146/12), градостроительный регламент на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030114:887 не распространялись.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2022 г. по делу N А41-65259/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Пушкинский Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 сентября 2022 г. N Ф05-19371/22 по делу N А41-65259/2021