город Москва |
|
06 сентября 2022 г. |
Дело N А40-252073/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Горбачева И.В., доверенность от 16.03.2021;
от заинтересованных лиц: от ИФНС России N 35 по г. Москве: Жильский В.Н., доверенность от 25.01.2022; от УФНС России по г. Москве: Третьяков А.В., доверенность от 10.01.2022;
рассмотрев 30 августа 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "БРУСКИ"
на решение от 11 февраля 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 05 апреля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-252073/21
по заявлению ООО "БРУСКИ"
об оспаривании постановления и решения
к ИФНС России N 35 по г. Москве, УФНС России по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
ООО "БРУСКИ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 35 по г. Москве (далее - инспекция) и УФНС России по г. Москве (далее - Управление) о признании незаконными и отмене постановления ИФНС России N 35 по г. Москве от 30.09.2021 N 7735212100099800007 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и решения УФНС России по г. Москве от 25.10.2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "БРУСКИ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании поручения начальника инспекции на проведение проверки соблюдения валютного законодательства от 17.05.2021 N 773520210026002 в отношении общества проведена проверка соблюдения валютного законодательства по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, между обществом и иностранными гражданами (нерезидентами) заключены трудовые договоры.
27.12.2019 обществом по платежной ведомости N 36 нерезидентам выплачены денежные средства из кассы в общей сумме 364.729,38 руб. без использования счета в уполномоченном банке, в этой связи инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 21.09.2021 N 7735212100099800005.
Постановлением от 30.09.2021 N 7735212100099800007 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 273.547,04 руб.
Решением Управления от 25.10.2021 оспариваемое налогоплательщиком постановление инспекции оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Общество, не согласившись с постановлением инспекции о привлечении к административной ответственности и решением Управления по рассмотрению жалобы, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии и доказанности в деянии общества всех элементов состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем не усмотрев существенных нарушений процессуальных требований, признали постановление инспекции и решение Управления законными и не подлежащими отмене, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований. Необходимых условий для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба, в том числе, осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом N 173-ФЗ, а также Административным регламентом осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)", утвержденным приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, к резидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях", также находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанные в подпунктах "в" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Суды указали, что исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений не входит.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом N 173-ФЗ, суды правомерно указали, что к рассматриваемым нормам должны применяться нормы специального законодательства.
Согласно статье 131 Трудового кодекса Российской Федерации, выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В части 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
В силу положений статьи 25 Федерального закона N 173-ФЗ, резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, общество, являющееся резидентом, совершило операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России.
Также судами установлено, что 27.12.2019 обществом по платежной ведомости N 36 нерезидентам выплачены денежные средства из кассы в сумме 364.729,38 руб. без использования счета в уполномоченном банке.
В этой связи инспекцией составлен протокол от 21.09.2021 N 77352121400099800005 об административном правонарушении и 30.09.2021 вынесено постановление о назначении обществу административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 273.547,04 руб.
Суды обоснованно отметили, что факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается протоколом, трудовыми договорами с нерезидентами, платежной ведомостью.
Принимая решения о трудоустройстве иностранных работников, как обоснованно указали суды, общество обязано предусмотреть такие договорные условия, которые бы исключили нарушение валютного законодательства.
При этом суды правомерно отметили, что положения Трудового кодекса Российской Федерации не освобождают юридическое лицо - резидента от обязанности соблюдать требования Федерального закона N 173-ФЗ при осуществлении с физическим лицом - нерезидентом расчетов по заработной плате.
Судами установлено, что инспекцией соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суды пришли к обоснованному выводу о рассмотрении административного дела уполномоченным должностным лицом в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 28.7 КоАП РФ, административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, суды правомерно заключили, что в отношении общества проведено административное расследование в соответствии с частью 4 статьи 28.7 КоАП РФ по месту выявления административного правонарушения и возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, по которому проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку административное расследование проводилось ИФНС России N 35 по г. Москве, дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Суды правомерно отклонили довод общества о нарушении инспекцией срока составления протокола в связи со следующим.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, составляется протокол.
При этом статьей 28.5 КоАП РФ предусмотрено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Судами установлено, что 21.09.2021 должностным лицом инспекции в отношении общества составлен протокол.
При этом в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Суды правомерно отметили, что согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, составляет два года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, учитывая, что вменяемое обществу административное правонарушение совершено 27.12.2019, а обжалуемое постановление вынесено 30.09.2021, суды пришли к правомерному выводу о том, что инспекцией соблюден срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2022 года по делу N А40-252073/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "БРУСКИ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что 21.09.2021 должностным лицом инспекции в отношении общества составлен протокол.
При этом в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Суды правомерно отметили, что согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, составляет два года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, учитывая, что вменяемое обществу административное правонарушение совершено 27.12.2019, а обжалуемое постановление вынесено 30.09.2021, суды пришли к правомерному выводу о том, что инспекцией соблюден срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2022 г. N Ф05-16501/22 по делу N А40-252073/2021