город Москва |
|
06 сентября 2022 г. |
Дело N А40-69165/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Паршин М.А., доверенность от 19.01.2022;
от заинтересованного лица: Александрова Т.А., доверенность от 29.11.2021; Белякова А.О., доверенность от 21.12.2021; Орехова Е.С., доверенность от 21.12.2021;
рассмотрев 25 - 30 августа 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Московской областной таможни
на решение от 13 октября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 15 декабря 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-69165/21
по заявлению ООО "Эверест"
об оспаривании решения
к Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эверест" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным отказа от 20.02.2021 N 17-12/04936 во внесении изменений в декларацию на товары (далее - ДТ) и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения в ДТ заявленных изменений, которые позволяют реализовать обществу представленное подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации право на получение налоговой преференции при ввозе товаров медицинского назначения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 октября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московская областная таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 25 августа 2022 года до 30 августа 2022 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществом на Московском областном таможенном посту (Центр электронного декларирования) Московской областной таможни по ДТ N 10013160/100419/0099020 (товар N 2) задекларированы следующие товары: "Изделие мед. назначения, концентраты для гемодиализа (бикарбонат натрия), картридж медицинский бикарбонатный diacart, diabox, не для дезинф., не инсектицид, не сод. спирты, не для ветерин., код ОКПД2 32.50.13.190: производитель: "SERUMWERK BERNBURG VERTRIEBS GMBH", товарный знак "SERUMWERK", ввезенные во исполнение условий контракта от 05.12.2014 N 12/2014/EV, заключенного между "МЕТАСО LLP" (Соединенное Королевство) и обществом.
В графе 33 ДТ декларантом в отношении рассматриваемых товаров заявлен код 2836 30 000 0 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Обществом на таможенный пост направлены обращения от 25.12.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ, в части изменения ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 18% на 10%.
20.02.2021 таможенным органом по результатам рассмотрения обращений общества принято решение об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ, формализованное в письме от 20.02.2021 N 17-12/04936, в связи с тем, что для применения ставки НДС 10% не выполняется условие о регистрации товаров как лекарственных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое решение таможенного органа недействительным и обязали таможенный орган устранить допущенные нарушения.
Суды указали, что для применения ставки 10% НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции (ОКП) или ТН ВЭД ЕАЭС.
Как заключили суды, для применения налоговой ставки 10% необходимо иметь подтверждение соответствия товара определенному коду медицинских товаров и регистрационное удостоверение.
Кроме того, суды отметили, что факт отнесения спорного товара к разряду медицинских товаров таможенным органом не оспаривался, при этом таможенный орган указывал, что код ТН ВЭД ЕАЭС, примененный в отношении товара, не включен в раздел II Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - Перечень, Постановление N 688), что исключает возможность получения налоговой преференции при ввозе спорного товара.
Суды установили, что в отношении рассматриваемых товаров заявлен код 2836 30 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Классификационный код 2836 30 000 0 соответствует ТН ВЭД ЕАЭС и входит в Перечень, утвержденный Постановлением N 688. На товары имеются: регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 14.07.2011 N ФСЗ 2011/10124, регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 22.05.2008 N ФЗС 2008/01600 на медицинское изделие "картридж медицинский бикарбонатный".
Суды указали, что в самом Постановлении N 688 не содержится указания на то, что коды ТН ВЭД ЕАЭС должны соответствовать разделу II Перечня.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что несоответствие терминологии в разделах, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать общество права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению с применением льготы при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Кроме того, суды заключили, что то обстоятельство, что код по ТН ВЭД ЕАЭС ввезенного обществом товара включен в перечень лекарственных средств, а не в перечень медицинских изделий, не является законным основанием для отказа в применении к спорному товару налоговой ставки 10%.
Суды пришли к выводу, что для применения ставки НДС в размере 10% обществом выполнены все установленные законодательством требования, оспариваемый отказ таможни является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в части препятствования получения налоговой преференции, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, и, соответственно, излишней уплатой НДС в размере, не предусмотренном законом.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации и при ввозе на территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями; медицинских изделий.
При этом коды видов указанных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) (до 01.01.2017 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП)) определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 688 утвержден Перечень кодов видов медицинских товаров отечественного и зарубежного производства в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации.
Ввоз товаров на территорию Российской Федерации признается объектом обложения НДС (подпункт 4 пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации).
Утвержденный Постановлением N 688 Перечень содержит:
- раздел I "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции";
- раздел II "Медицинские изделия".
Согласно примечанию 1 к Перечню (далее - примечание 1), при ввозе коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в разделе I Перечня "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции", применяются в отношении лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.
Таким образом, исходя из примечания 1, для применения льготы в отношении лекарственных препаратов необходимо соблюдение одновременно двух условий:
1) лекарственные препараты должны быть включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о них должны содержаться в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;
2) лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 указано, что для целей применения ставки НДС в размере 10% имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД ЕАЭС и Общероссийскому классификатору продукции, установленным в Перечне.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти при обращении лекарственных средств ведет государственный реестр лекарственных средств, который содержит перечень лекарственных препаратов, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и иную информацию о лекарственных препаратах и фармацевтических субстанциях, указанную в статье 33 Федерального закона N 61-ФЗ.
Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения размещен на официальном сайте Минздрава России в сети "Интернет".
Информация о лекарственных препаратах, включенных единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, содержится на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.
Код 2836 30 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС ввозимого товара включен в раздел I Перечня "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции".
Вместе с тем, информация о включении ввозимого обществом товара в указанных на официальных сайтах реестрах отсутствует.
В качестве документов, подтверждающих условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, обществом при таможенном декларировании представлены регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 14.07.2011 N ФСЗ 2011/10124, и регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 22.05.2008 N ФЗС 2008/01600.
Согласно информации, содержащейся в регистрационных удостоверениях, рассматриваемые товары по ДТ (код ТН ВЭД ЕАЭС 2836 30 000 0) являются медицинскими изделиями и поименованы как "Картридж медицинский бикарбонатный: DiaCart, DiaBox" и "Концентраты и компоненты для бикарбонатного гемодиализа, содержащие глюкозу или без глюкозы, в наборах и отдельных упаковках".
Приказом Минздрава России от 21.09.2016 N 725н утвержден Административный регламент Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - Регламент).
Таким образом, лекарственные средства должны быть зарегистрированы в установленном Регламентом порядке.
Учитывая отсутствие регистрации указанного товара в качестве лекарственного средства, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обществом не выполнены требования примечания 1, необходимого для применения в отношении спорного товара льготы.
Указанная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2022 N 305-ЭС22-11097 по делу N А40-264514/20.
В связи с указанным обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 октября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2021 года по делу N А40-69165/21 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Эверест" отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный орган исполнительной власти при обращении лекарственных средств ведет государственный реестр лекарственных средств, который содержит перечень лекарственных препаратов, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и иную информацию о лекарственных препаратах и фармацевтических субстанциях, указанную в статье 33 Федерального закона N 61-ФЗ.
...
Приказом Минздрава России от 21.09.2016 N 725н утвержден Административный регламент Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - Регламент).
...
Учитывая отсутствие регистрации указанного товара в качестве лекарственного средства, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обществом не выполнены требования примечания 1, необходимого для применения в отношении спорного товара льготы.
Указанная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2022 N 305-ЭС22-11097 по делу N А40-264514/20."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2022 г. N Ф05-5770/22 по делу N А40-69165/2021