г. Москва |
|
6 сентября 2022 г. |
Дело N А40-152542/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: акционерного общества "Михайловский ГОК имени Андрея Владимировича Варичева"- Безбородых В.Н., представитель по доверенности от 30 ноября 2020 года;
от заинтересованного лица: Центральной электронной таможни - Попов В.В., представитель по доверенности от 30 декабря 2021 года;
рассмотрев 30 августа 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Михайловский ГОК имени Андрея Владимировича Варичева"
на постановление от 24 мая 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-152542/2021
по заявлению акционерного общества "Михайловский ГОК имени Андрея Владимировича Варичева"
к Центральной электронной таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2021 года удовлетворено заявление акционерного общества "Михайловский ГОК имени Андрея Владимировича Варичева" (далее - заявитель, общество) о признании незаконным решения Центральной электронной таможни от 21 апреля 2021 года N РКТ-10131000-21/000206.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2022 года решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2021 года отменено, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами апелляционного суда, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое постановление подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом на территорию Российской Федерации по декларации на товары 10131010/130421/0230415 (далее - ДТ N 10131010/130421/0230415) ввезен товар: "оборудование для железнодорожных путей, часть стрелочного перевода: ремонтный комплект стрелочного перевода типа Р-65 представляет собой половинку стрелки (рельс рамный с остряком в сборе): проект ЛПТП.668341.101ДН (правый) - 15 шт., проект ЛПТП.668341.101ДН-01 (левый) -10 шт. Транспортируется в собранном виде. Каждый рем. комплект состоит из: рельса рамного прямого - 1 шт., остряка кривого - 1 шт., крепления сережки стрелочной тяги - 1 шт., крепления сережки соединительной тяги - 1 шт., крепления сережки контрольной тяги - 1 шт., подкладки сварной - 2 шт., подкладки с подушкой сварной - 12 шт., мостика корневого - 1 шт., упорки к рельсам типа 365 - 16 шт., упорки корневая стрелок типа Р-65-1 шт., крепежной фурнитуры. Не применяется для глухого пересечения железнодорожных путей".
Согласно ДТ N 10131010/130421/0230415, заявленным кодом товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) является код 8608 00 000 1.
По результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможней принято решение от 21 апреля 2021 года N РКТ-10131000-21/000206, согласно которому установлено несоответствие кода товара по ТН ВЭД ТС. Указанным решением ввезенный товар классифицирован по коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 7302 30 000 0.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции согласился с позицией заявителя о том, что спорный товар относится к товарной позиции 8608 00 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку описание товара в товарной позиции 8608 содержит наиболее конкретное описание товара, ввезенного декларантом, по сравнению с товарной позицией 7302.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что товар представляет собой уложенные друг на друга литые металлические изделия в виде рельс, на которых закреплены различные металлические крепления и опоры с отверстиями, в связи с чем он не может выступать оборудованием для управления движением на железных дорогах.
Суд округа не может согласиться с выводами апелляционного суда.
В статьях 20, 21 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (далее - Положение).
Глава III Положения определяет методику применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД, приведены в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза, утверждённом решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 (далее - ОПИ).
Исходя из содержания пунктов 2, 6 - 7 Положения о порядке применения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности при определении кода ТН ВЭД в первую очередь подлежит определению товарная позиция (на уровне первых четырех знаков кода ТН ВЭД) исходя из текстов товарных позиций и примечаний к разделам и группам. Далее - субпозиция (на уровне 6 знаков) по тем же правилам в рамках выбранной товарной позиции.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (далее - Положение).
Глава III Положения определяет методику применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД, приведены в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза, утвержденном решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 (далее - ОПИ).
Согласно ОПИ 3(а) при наличии, prima facie, возможности отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Согласно Пояснениям к избранной таможенным органом для спорного товара товарной позиции 7302 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную товарную позицию включаются конструктивные элементы железнодорожных и трамвайных путей из черных металлов обычной или узкой колеи:
(1) Рельсы для железнодорожных или трамвайных путей представляют собой горячекатаные изделия. В данную товарную позицию включаются все рельсы любой длины, в том числе двухголовчатые рельсы, широкоподошвенные (с плоской подошвой) рельсы, желобчатые трамвайные рельсы, шлицованные рельсы для электрических трамваев и токопроводы и т.п.
В данную товарную позицию включаются все рельсы типа, обычно используемого для железнодорожных или трамвайных рельсовых путей независимо от их предполагаемого применения (подвесная дорога, самоходные краны и т.п.). Однако в нее не включаются рельсы, не относящиеся к типу железнодорожных или трамвайных (например, направляющие рельсы раздвижных дверей или рельсы лифта).
Контррельсы, также известные как направляющие рельсы или рельсы безопасности, крепятся к основным рельсам для предотвращения схода с рельсов вагонов у стрелочных переводов и на кривых участках пути.
Зубчатые рельсы предназначены для установки на крутых участках железной дороги. Зубчатые рельсы одного типа состоят из двух длинных параллельных брусков, соединенных близко расположенными поперечными стержнями; интервалы между этими стержнями предназначены для зацепления зубцов зубчатого колеса, расположенного под локомотивом. Ко второму типу относятся зубчатые рельсы, которые аналогичным образом сцепляются с зубчатым колесом.
Все вышеописанные рельсы могут быть прямыми, изогнутыми или иметь просверленные отверстия для болтов.
(2) Переводные рельсы, крестовины глухого пересечения, переводные штанги и прочие поперечные соединения, которые могут быть получены литьем или другим способом, используются на железнодорожных узлах или на пересечениях основной дороги.
(3) Шпалы из черных металлов используются для того, чтобы поддерживать рельсы и сохранять их параллельность. Они обычно прессуются в окончательную форму после прокатки, но могут быть также собраны путем сварки или склепывания нескольких элементов вместе. Обычно они имеют поперечное сечение в форме буквы "U" или "омега" с очень короткими плечиками, и они включаются в данную товарную позицию независимо от того, просверлены они или нет, пробиты, имеют ли прорези, оснащены ли подкладками или опорными плитами или интегральными крепежными приспособлениями.
(4) Стыковые накладки представляют собой горячекатаные, кованые или литые изделия различной формы (плоские, с заплечиками, уголковые и т.д.), которые используются для присоединения одного рельса к следующему. Они включаются в данную товарную позицию независимо от того, просверлены они, пробиты или нет.
(5) Рельсовые подкладки (обычно из чугунного литья) используются для крепления двухголовчатых рельсов к шпалам; они крепятся костылями или болтами.
Подкладочные клинья используются для удержания рельсов на подкладке.
Путевые подкладки (опорные пластины, накладки на шпалы) используются для крепления широкоподошвенных рельсов к шпалам. Они защищают шпалы и крепятся к ним скобами, болтами, глухарями, костылями или, в случае стальных изделий, сваркой.
Крюковые рельсовые болты аналогичным образом используются для крепления широкоподошвенных (с плоской подошвой) рельсов к шпалам; они прикрепляются болтами к шпалам и прижимают к ним плоскую подошву рельса.
В данную товарную позицию также включаются другие жесткие крепежные приспособления для железнодорожных рельсов, например, полученные путем сгибания стального стержня приблизительно в L-форме (форме неравнобокого уголка); короткая сторона прижимается к подошве рельса, а длинная сторона со слегка расплющенным, но не заостренным концом фиксируется в отверстии, предварительно просверленном в шпале.
Кроме того, упругие крепежные приспособления для рельсов также включаются в данную товарную позицию. Они производятся из пружинной стали и крепят рельс к шпале или к опорной пластине. Прижимное усилие достигается путем геометрического отклонения крепления от исходного "промышленного" положения. Между креплением и рельсом или между креплением и шпалой устанавливается прокладка или изолирующее приспособление, обычно из резины или пластмасс.
(6) Подушки и растяжки используются для закрепления рельсов в параллельном положении.
Некоторые растяжки и уголковые стержни предназначены для крепления болтами к ряду последовательно расположенных деревянных шпал; закрепленные таким образом под прямым углом к шпалам, они служат для предотвращения деформации (или "угона") пути в определенных точках.
(7) Другие специальные приспособления, противодействующие угону пути, представляют собой устройства, которые крепятся к рельсу в тех местах, где имеет место его продольное перемещение. Они крепятся к шпале или опорной плите для предотвращения такого продольного смещения. В данную товарную позицию не включаются:
(а) винты, болты, гайки, заклепки и костыли, используемые для крепления конструктивных элементов рельсового пути (товарные позиции 7317 и 7318);
(б) собранные звенья пути, поворотные круги, упорные буфера платформ и габаритные ворота (товарная позиция 8608).
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8608 ТН ВЭД ЕАЭС к путевому оборудованию и устройствам для железнодорожных или трамвайных путей относятся:
(1) Рельсовый путь в собранном виде, то есть рельсы, уже прикрепленные к шпалам или другому основанию. Такие пути могут поставляться в виде стыков, стрелок или крестовин, кривых и прямых участков пути и т.д.
(2) Поворотные круги, с электрическим приводом или без него, то есть большие, как правило, круглые платформы, которые могут вращаться вокруг своей оси и оборудованы железнодорожными или трамвайными рельсами; в большинстве случаев они также оборудованы роликами, поддерживающими платформу по ее периметру.
Локомотивы и т.д. могут разворачиваться на поворотном круге и сходить с него в другом направлении. В данную товарную позицию также включаются поворотные круги с ручным приводом для узкоколейных железных дорог на строительных площадках, в карьерах и т.д.
Однако в данную товарную позицию не включаются локомотивы или платформы для передвижения в поперечном направлении, с помощью которых железнодорожные транспортные средства переводятся с одного пути на другой.
Эти и другие машины для работы с подвижным составом (например, вагоноопрокидыватели, толкатели вагонов и т.д.) включаются в товарную позицию 8428.
(3) Путевые упоры, то есть гидравлические или подпружиненные останавливающие устройства, устанавливаемые в конце каждого отрезка пути для уменьшения удара, если подвижной состав не остановится до конечной точки пути.
(4) Они заделываются либо в кирпичную кладку (например, конечных станций), либо в прочные конструкции (например, на маневровых путях).
(4) Габаритные ворота, то есть сооружения арочной формы, обеспечивающие соблюдение проходящими под ними поездами предельных габаритов по ширине и высоте, установленных для данного участка пути.
В данную товарную позицию не включаются деревянные шпалы (товарная позиция 4406), бетонные шпалы (товарная позиция 6810) или шпалы, рельсы или другие элементы из несобранных путевых строительных материалов из черных металлов, которые входят в товарную позицию 7302.
Опоры и порталы для крепления подвесных проводов не считаются арматурой для железнодорожных или трамвайных путей и классифицируются в соответствии с материалом, из которого они изготовлены, в товарных позициях 6810, 7308 и т.д.
Согласно прим. 1 (б) к группе 8608 ТН ВЭД ЕАЭС "Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов" в данную группу не включаются:
(а) железнодорожные или трамвайные шпалы из дерева или бетона или бетонные секции направляющего пути для поездов на воздушной подушке (товарная позиция 4406 или 6810);
(б) изделия из черных металлов, используемые для железнодорожных или трамвайных путей товарной позиции 7302;
(в) электрические устройства сигнализации, устройства обеспечения безопасности или управления движением товарной позиции 8530.
Спорный товар, как установили суды и следует из спорной ДТ N 10131010/130421/0230415, товаросопроводительных документов и контракта, является ремонтным комплектом для стрелочных переводов Р-65, состоящем из специальный рельс, крепежа и фурнитуры.
Однако, формулируя вывод об отнесении ввозимых обществом товаров к товарной позиции 7302 ТН ВЭД, как об однозначном варианте классификации, апелляционный суд по существу исходил из наименования ввозимых обществом товаров (наличия в наименовании слов "рельс", "подкладка", а также материала товара - изделия из черных металлов), не придав значение их свойствам и характеристикам.
В свою очередь суд первой инстанции в решении последовательно обращал внимание на то, что ввезенные обществом товары, исходя из описания, конструкционных особенностей, принципа работы и функционального назначения, представляют собой часть оборудования для железнодорожных переводов, которое не может использоваться иным способом, кроме как в составе перевода Р-65.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что в силу правил 3 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД и примечания 2 (а) к разделу XVI ТН ВЭД ТС, указанный товар подлежал классификации по товарной позиции, содержащей наиболее конкретное описание товара. Следовательно, спорный товар относится к товарной позиции 8608 00000 1 ТН ВЭД ТС, поскольку описание товара в товарной позиции 8608 содержит наиболее конкретное описание товара, ввезенного декларантом, по сравнению с товарной позицией 7302, а именно: товар, оборудование для железнодорожных путей: устройства, служащее для перевода подвижного состава. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правил 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров, т.е. по коду 8608 00 000 1 (п. 3 (в) Правил интерпретации).
В свою очередь апелляционный суд прямо указал, что Правила 3а и 3в ОПИ применению не подлежали и таможенным органом не применялись, поскольку спорный товар классифицирован таможенным органом в соответствии с ОПИ 1 и 6 исходя из текста товарной позиции 7302.
Соответствующий вывод апелляционного суда противоречит Алгоритму применения правил ОПИ определен Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров", а также правовой позиции, сформированной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 года по делу N 305-КГ17-13486.
Кроме того, суд округа обращает внимание на следующее.
Как следует из правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 34-П, акты информационно-разъяснительного характера уполномоченных органов влекут благоприятные последствия для налогоплательщика в случае, если они касаются непосредственно норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах и регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 2 НК РФ).
Сходное регулирование имеет место в таможенных правоотношениях. В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона о таможенном регулировании начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона о таможенном регулировании).
Кроме того, как это следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2008 года N 6-П, однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом.
В соответствии с "Информацией ФТС России "О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением в Российской Федерации, с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС", опубликованной на официальном сайте Федеральной таможенной службы, товар "Стрелочные переводы, ремкомплекты (полустрелки)" подлежит классификации по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8608 00 000 1.
Указанные разъяснения уполномоченного органа также подтверждают выводы суда первой инстанции о правомерности классификации товара, избранной заявителем.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 302-ЭС20-10494.
Следовательно, суд первой инстанции, в отличие от апелляционного суда, всесторонне и полно исследовал материалы дела, оценил представленные сторонами доказательства и сделал на их основании законные и логичные выводы.
Апелляционный суд, в свою очередь, допустил неверное толкование норм материального права, неправильно переоценил представленные сторонами в материалы дела доказательства и сделал выводы, противоречащие фактическим обстоятельствам дела, применил нормы права, не подлежащие применению, в связи с чем, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2022 года по делу N А40-152542/2021 отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2021 года оставить в силе.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сходное регулирование имеет место в таможенных правоотношениях. В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона о таможенном регулировании начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона о таможенном регулировании).
Кроме того, как это следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2008 года N 6-П, однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом.
...
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 302-ЭС20-10494."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2022 г. N Ф05-17012/22 по делу N А40-152542/2021