город Москва |
|
07 сентября 2022 г. |
Дело N А40-70730/21-121-364 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Лока": Иванова С.И. (дов. от 10.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Мосгосстройнадзора: Калинина Е.А. (дов. N 4 от 25.01.2022 г.);
рассмотрев 01 сентября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Мосгосстройнадзора
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2022 г.,
по делу N А40-70730/21-121-364
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лока"
к Комитету государственного строительного надзора города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15 марта 2021 г. N 763-Ю,
УСТАНОВИЛ: 22 января 2021 г. на основании распоряжения Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор, административный орган, заявитель) от 10 декабря 2020 г. N РП-6598/20-(0)-0 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лока" (далее - ООО "Лока", общество, заявитель), осуществляющего эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д. 58, корп. 1, с целью проведения мероприятий по контролю в связи с установлением фактов нарушения предельных параметров разрешенного строительства, на основании мотивированного представления от 08 декабря 2020 г. N 283 по результатам рассмотрения поступившего обращения о фактах нарушений технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу от 30 ноября 2020 г. N 09-8059/20.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение частей 1 и 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д. 58, корп. 1, осуществляется обществом без разрешения на ввод в эксплуатацию.
По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 22 января 2021 г. N 6598/20, в котором зафиксировано выявленное нарушение и выдано предписание от 22 января 2021 г. N 6598/20 об устранении нарушений при эксплуатации объекта капитального строительства.
На основании полученных данных 05 февраля 2021 г. Мосгосстройнадзором в отношении ООО "Лока" составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Мосгосстройнадзора от 15 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении N 763-Ю ООО "Лока" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Лока" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосгосстройнадзору о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2021 г., постановление Мосгосстройнадзора от 15 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении N 763-Ю изменено в части назначенного административного наказания, снизив размер штрафа с 700 000 руб. на штраф в размере 500 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
20 сентября 2021 г. ООО "Лока" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2021 г. по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2022 г. заявление ООО "Лока" о пересмотре решения Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2021 г. по настоящему делу по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено. Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2021 г. отменено.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2022 г., признано незаконным и отменено постановление Мосгосстройнадзора от 15 марта 2021 г. N 763-Ю о привлечении ООО "Лока" к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Мосгосстройнадзор просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, выразившегося в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию и на соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Мосгосстройнадзора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Лока" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Действия, связанные с эксплуатацией объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, установлен в статье 25.15 КоАП РФ, согласно части 1 которой лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. На административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо располагает соответствующей информацией и не уклоняется от ее получения, а также выяснить причины его неявки.
Из пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении являются существенные нарушения предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Судами указано на отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Так, телеграмма о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 26 февраля 2021 г., направленная по юридическому адресу общества - 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, д. 58, корп. 1, цок. этаж пом. V, комн. 5 была возвращена в адрес Мосгосстройнадзора с отметкой органа связи о том, что "телеграмма не доставлена местонахождение организации неизвестно".
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о надлежащем уведомления юридического лица или его законного представителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, материалы дела не содержат.
Между тем, при пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам заявителем был представлен ответ АО "Почта России" от 08 июля 2021 г. (том 2, л.д. 3) на обращение ООО "Лока" о неполучении телеграмм за период февраль - март, согласно которому АО "Почта России" подтверждает факт невручения телеграмм ООО "Лока" в указанный период по вине работников ОПС Москва 119602, допустившими нарушение технологического процесса вручения телеграмм.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о нарушении процедуры привлечения общества к административной ответственности, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а лицо, привлекаемое к ответственности, было лишено возможности воспользоваться предоставленными ему правами.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Мосгосстройнадзором указано на надлежащее извещение общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Представленным административным органом доказательствам судами дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылки Мосгосстройнадзора на необоснованный пересмотр решения суда первой инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку доводы общества относительно не извещения его о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении были рассмотрены судом ранее и им дана надлежащая оценка, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2022 г. по делу N А40-70730/21-121-364 оставить без изменения, кассационную жалобу Мосгосстройнадзора - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, установлен в статье 25.15 КоАП РФ, согласно части 1 которой лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2022 г. N Ф05-20605/22 по делу N А40-70730/2021
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20605/2022
27.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25140/2022
22.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-70730/2021
10.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-70730/2021
16.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42814/2021
10.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-70730/2021