г. Москва |
|
8 сентября 2022 г. |
Дело N А40-3859/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2022.
Полный текст постановления изготовлен 08.09.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Окуловой Н.О.,
судей: Кузнецова В.В., Ананьиной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Стройспецтех" - не явился, извещен
от Федеральной антимонопольной службы - Стрелкова Н.И - по дов от 16.09.2021 N МШ/78337/21
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - не явился, извещен
рассмотрев 07.09.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройспецтех"
на решение от 15.04.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 22.06.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройспецтех"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Стройспецтех" (далее - ООО "Стройспецтех", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 12.10.2021 N 04/10/18.1-389/2021, принятого по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 18.03.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ООО "Стройспецтех" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При этом ООО "Стройспецтех" указывает на то, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
На кассационную жалобу поступил отзыв от ФАС России, в котором он просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФАС России возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Отзыв приобщен к материалам дела с учетом заблаговременного направления его лицам, участвующим в деле.
Истец и третье лицо в судебное заседание суда кассационной инстанции своих представителей не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ФАС России, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для опубликования информации о проведении торгов Министерством размещено извещение N 160821/16965107/01 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами в зоне деятельности N 1.
ООО "Стройспецтех" обратилось в ФАС России с жалобой на действия организатора торгов при проведении конкурсного отбора с требованием приостановить вышеуказанные торги до момента устранения допущенных нарушений.
Решением антимонопольного органа N 04/10/18.1-389/2021 от 12.10.2021 жалоба признана необоснованной.
Не согласившись с принятым решением ФАС России, ООО "Стройспецтех" обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 12, 13, 35 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881), пунктом 96 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 (далее - Методические указания N 1638/16), установив, в частности, что заявителем не доказан факт неверного определения максимального значения стоимости услуги регионального оператора, пришли к выводу, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов последнего не представлено.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что судами неверно применены положения пункта 96 Методических указаний N 1638/16.
По мнению ООО "Стройспецтех", суды оставили без внимания его довод относительно того, что предметом рассмотрения заявления являлась конкурсная документация, содержащая недостоверный перечень источников образования ТКО.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены и отклоняются судом кассационной инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 96 Методических указаний N 1638/16 максимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора рассчитывается как сумма прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора за весь срок, на который присваивается такой статус, приведенной к сопоставимым ценам с использованием прогнозируемого значения индекса потребительских цен, указанного в конкурсной документации, и с применением ставки дисконтирования, равной норме доходности инвестированного капитала в реальном выражении (за вычетом индекса потребительских цен) по формулам, указанным в пункте 96 Методических указаний N 1638/16.
В случае, если индекс потребительских цен не определен на отдельные годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, значение индекса принимается равным такому значению на последний год, для которого оно определено в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.
Судами установлено, что конкурсный отбор проводился в соответствии с Правилами N 881 и документацией об отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1, утвержденной распоряжением Министерства от 16.08.2021 N 1168-р (далее - конкурсная документация).
ООО "Стройспецтех", обращаясь в ФАС России, ссылалось на то, что Министерство в приложении N 10 к конкурсной документации неверно определило максимальное значение стоимости услуги регионального оператора в размере 11 554 515,51 тыс. рублей, поскольку индекс потребительских цен составляет 4% вместо указанных организатором торгов 3,9%, а также на то, что последним произведено занижение значения показателя массы образования твердых коммунальных отходов.
Как указали суды, согласно приложению N 10 к конкурсной документации порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора производился в соответствии с Методическими указаниями N 1638/16.
Максимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1 на период 2022-2031 гг. составляет 11 554 515,51 тыс. рублей.
В приложении N 10 к конкурсной документации приведено максимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора по годам в период действия соглашения с 2022 по 2031 гг., для расчета которой в 2022 году применяется индекс потребительских цен - 3,9%, в 2023-2031 гг. - 4%, ставка дисконтирования в 2022 году - 3,69%, в 2023-2031 гг. - 6,59%.
ФАС России установлено, что приведенная стоимость услуги регионального оператора организатором торгов рассчитана в соответствии с пунктами 96, 97 Методических указаний N 1638/16.
Так, антимонопольный орган отметил, что из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - прогноз), одобренного Правительством Российской Федерации и опубликованного на официальном сайте Минэкономразвития России 26.09.2020, индекс потребительских цен на 2022 год определен в среднем за год в размере 3,9%.
Таким образом, следует согласиться с выводом судов, что организатор торгов в приложении N 10 к конкурсной документации определил прогнозные значения индекса потребительских цен в размере 3,9% в соответствии с прогнозом.
Отклоняя доводы заявителя относительно того, что Министерством занижен показатель объема отходов в расчете стоимости услуг регионального оператора, суды исходили из того, что данный показатель является плановым и указанное значение, как и источники образования отходов, отражены в территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 N 477-пр (далее - территориальная схема).
Кроме того, антимонопольным органом принято во внимание, что содержание территориальной схемы не может быть предметом рассмотрения в рамках жалобы, поданной в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суды, ссылаясь на пункт 13 Правил N 881, отклонили довод ООО "Стройспецтех" о том, что Министерством установлен большой размер обеспечения заявки на участие в конкурсном отборе, отметив, что доказательства, свидетельствующие о том, что установление такого размера обеспечения заявки является препятствием для участия в конкурсном отборе, ООО "Стройспецтех" не представлено.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводом судов, что включение в приложение N 5 конкурсной документации информации об объекте по обработке, утилизации, обезвреживанию ТКО - МПС "Южная" соответствует территориальной схеме, следовательно, утверждение заявителя о недостоверности такой информации является несостоятельным.
Суды также приняли во внимание, что заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что установленный размер штрафа (пункт 8.5 проекта соглашения) нарушает требования действующего законодательства, а также влияет на процедуру проведения конкурсного отбора.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, правомерно принял во внимание, что пунктом 96 Методических указаний N 1638/16 предусмотрено, что значение индекса потребительских цен принимается равным такому значению на последний год только в случае, если в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации не определено среднее значение за год, тогда как индекс потребительских цен на 2022 год определен в среднем за год в размере 3,9%.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы ООО "Стройспецтех" были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие ООО "Стройспецтех" с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу N А40-3859/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.О. Окулова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ФАС России установлено, что приведенная стоимость услуги регионального оператора организатором торгов рассчитана в соответствии с пунктами 96, 97 Методических указаний N 1638/16.
Так, антимонопольный орган отметил, что из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - прогноз), одобренного Правительством Российской Федерации и опубликованного на официальном сайте Минэкономразвития России 26.09.2020, индекс потребительских цен на 2022 год определен в среднем за год в размере 3,9%.
Таким образом, следует согласиться с выводом судов, что организатор торгов в приложении N 10 к конкурсной документации определил прогнозные значения индекса потребительских цен в размере 3,9% в соответствии с прогнозом.
Отклоняя доводы заявителя относительно того, что Министерством занижен показатель объема отходов в расчете стоимости услуг регионального оператора, суды исходили из того, что данный показатель является плановым и указанное значение, как и источники образования отходов, отражены в территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 N 477-пр (далее - территориальная схема).
Кроме того, антимонопольным органом принято во внимание, что содержание территориальной схемы не может быть предметом рассмотрения в рамках жалобы, поданной в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суды, ссылаясь на пункт 13 Правил N 881, отклонили довод ООО "Стройспецтех" о том, что Министерством установлен большой размер обеспечения заявки на участие в конкурсном отборе, отметив, что доказательства, свидетельствующие о том, что установление такого размера обеспечения заявки является препятствием для участия в конкурсном отборе, ООО "Стройспецтех" не представлено.
...
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, правомерно принял во внимание, что пунктом 96 Методических указаний N 1638/16 предусмотрено, что значение индекса потребительских цен принимается равным такому значению на последний год только в случае, если в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации не определено среднее значение за год, тогда как индекс потребительских цен на 2022 год определен в среднем за год в размере 3,9%."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2022 г. N Ф05-21365/22 по делу N А40-3859/2022