город Москва |
|
15 сентября 2022 г. |
Дело N А40-272175/21-94-1861 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФКУ УС - 101 ФСИН России: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Минаевой Ю.И. (дов. N МШ/109838/21 от 22.12.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Контэм-Инжиниринг": не явились, извещены;
рассмотрев 08 сентября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФКУ УС - 101 ФСИН России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г.,
по делу N А40-272175/21-94-1861
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление строительства N 101 Федеральной службы исполнения наказаний"
к Федеральной антимонопольной службе, обществу с ограниченной ответственностью "Контэм-Инжиниринг"
о признании незаконным решения от 11 ноября 2021 г. по делу N 21/44/104/521,
УСТАНОВИЛ: в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление строительства N 101 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУ УС - 101 ФСИН России, учреждение, заказчик, заявитель) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Контэм-Инжиниринг" (далее - ООО "Контэм-Инжиниринг", общество, заявитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним расторжением заказчиком государственного контракта от 28 декабря 2018 г. N 1820320100142000000000000/0322100005118000001-0089163-02 (далее - контракт), заключенного по результатам электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение проектной и изыскательской работы по объекту "Строительство следственного изолятора на 300 мест УФСИН России по Камчатскому краю, г. Петропавловск-Камчатский" в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения 0322100005118000001) (далее - аукцион).
При рассмотрении указанного обращения комиссией ФАС России было установлено, что по результатам аукциона между ФКУ УС - 101 ФСИН России (заказчик) и ООО "Контэм-Инжиниринг" (подрядчик) заключен контракт, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить проектные и изыскательские работы по объекту "Строительство следственного изолятора на 300 мест УФСИН России по Камчатскому краю, г. Петропавловск-Камчатский" в рамках государственного оборонного заказа (далее - работы, Инженерные изыскания, Проектная документация, объект), публичный технологический и ценовой аудит проектной документации объекта, государственную экспертизу Проектной документации и результатов Инженерных изысканий, государственную экспертизу достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимость получить заключение государственной экологической экспертизы проектной документации данный пункт дополняется словами "заключение государственной экологической экспертизы Проектной документации"), и передать в соответствии с контрактом заказчику результаты указанных работ, а заказчик обязуется принять результаты работ и уплатить определенную контрактом цену.
Пунктом 2.2 раздела 2 контракта установлено, что сроки разработки программы Инженерных изысканий, начала выполнения Инженерных изысканий, подготовки Проектной документации, окончания выполнения Инженерных изысканий, подготовки Проектной документации, проведения публичного технологического и ценового аудита проектной документации Объекта, и Государственных экспертиз определены графиком выполнения Работ (Приложение N 3 к контракту) (далее - График выполнения работ), а сроки и размеры оплаты выполненных в соответствии с контрактом работ (за исключением сроков и размеров оплаты выполненных работ в случае досрочного прекращения (исполнения) контракта) - графиком оплаты выполненных работ (Приложение N 4 к контракту) (далее - График оплаты выполненных работ).
С учетом изменений, внесенных в График выполнения работ Дополнительным соглашением от 23 октября 2020 г. N 4 к контракту, срок передачи заказчику положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства, экологической экспертизы, а также заключения публичного технологического и ценового аудита, аудита проектной документации, проектных и изыскательских работ установлен до 09 ноября 2020 г. (44 этап).
Согласно пункту 12.11 раздела 12 контракта заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик и (или) результат работ не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем при определении подрядчика; при существенном нарушении подрядчиком срока (более чем на 1/3 (одну треть) срока) окончания выполнения работ, предусмотренного контрактом.
Контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8, 26 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В связи с неисполнением ООО "Контэм-Инжиниринг" обязательств по контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30 сентября 2021 г. N 83/5-967 (далее - решение об одностороннем отказе).
30 сентября решение об одностороннем отказе опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и направлено в адрес подрядчика по адресам, указанным в контракте, заказным письмом с уведомлением о вручении и по электронной почте.
01 октября 2021 г. решение об одностороннем отказе было получено ООО "Контэм-Инжиниринг" по электронной почте.
По результатам рассмотрения обращения заказчика 11 ноября 2021 г. комиссией ФАС России принято решение по делу N 21/44/104/521 об отказе во включении сведений об ООО "Контэм-Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков, указав на то, что действие решения об одностороннем отказе приостановлено в связи с его обжалованием в судебном порядке (определение Арбитражного суда Хабаровского края от 09 ноября 2021 г. по делу N А73-12370/2019).
Считая свои права нарушенными, ФКУ УС - 101 ФСИН России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании указанного решения незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Контэм-Инжиниринг".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФКУ УС - 101 ФСИН России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие оснований для включения сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2022 г. определение Арбитражного суда Хабаровского края от 09 ноября 2021 г. по делу N А73-12370/2019 отменено, ООО "Контэм-Инжиниринг" отказано в принятии обеспечительной меры в виде приостановления исполнения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "Контэм-Инжиниринг" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители ФКУ УС - 101 ФСИН России и ООО "Контэм-Инжиниринг" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 вышеназванного закона, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 (далее - Правила N 1062), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений частей 6 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку обжалуемое решение соответствует положениям Закона о контрактной системе и вынесено антимонопольным органом в пределах представленных полномочий.
Судами установлено, что на момент принятия комиссией ФАС России оспариваемого решения исполнение решения об отказе исполнения контракта было приостановлено определением Арбитражного суда Хабаровского края от 09 ноября 2021 г. по делу N А73-12370/2019, в соответствии с которым исполнение решения ФКУ УС - 101 ФСИН России от 30 сентября 2021 г. N 83/5-967 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28 декабря 2018 г. N 01820320100142000000000000 /0322100005118000001-0089163-02 приостановлено до рассмотрения спора по существу.
Установив указанные обстоятельства, а также приняв во внимание, что на момент заседания комиссии ФАС России по рассмотрению обращения заказчика юридический факт расторжения контракта не наступил, в связи с приостановлением действия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта определением суда, суды пришли к выводу о том, что информация об ООО "Контэм-Инжиниринг" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Судами дана надлежащая оценка по выявленному на заседании комиссии нарушению.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы общества о наличии оснований для включения сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2022 г. определение Арбитражного суда Хабаровского края от 09 ноября 2021 г. по делу N А73-12370/2019 отменено, ООО "Контэм-Инжиниринг" отказано в принятии обеспечительной меры в виде приостановления исполнения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, подлежат отклонению, поскольку на момент принятия антимонопольным органом оспариваемого решения исполнение решения было приостановлено определением Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12370/2019 и подлежало немедленному исполнению.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г. по делу N А40-272175/21-94-1861 оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ УС - 101 ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о наличии оснований для включения сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2022 г. определение Арбитражного суда Хабаровского края от 09 ноября 2021 г. по делу N А73-12370/2019 отменено, ООО "Контэм-Инжиниринг" отказано в принятии обеспечительной меры в виде приостановления исполнения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, подлежат отклонению, поскольку на момент принятия антимонопольным органом оспариваемого решения исполнение решения было приостановлено определением Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12370/2019 и подлежало немедленному исполнению.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г. по делу N А40-272175/21-94-1861 оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ УС - 101 ФСИН России - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2022 г. N Ф05-21537/22 по делу N А40-272175/2021