г. Москва |
|
15 сентября 2022 г. |
Дело N А40-260107/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2022 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.09.2022 г.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании: от ИП Беловой С.Е.: не явился, извещен, от МИФНС по Централизованной обработке данных: не явился, извещен,
в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы индивидуального предпринимателя Беловой С.Е. на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А40-260107/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Беловой С.Е.
к Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по Централизованной обработке данных
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Белова Светлана Евгеньевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным действия МИФНС России по Централизованной обработке данных (далее - регистрирующий орган) по формированию расписки в получении документов по заявке F020122412471783, вх. N 343А от 27.12.2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Стороны своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 24.12.2020 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме Р24001 в электронном виде в УФНС по Костромской области с целью внесения изменений в основной вид деятельности.
Данный факт подтверждается информацией в личном кабинете пользователя на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет" в разделе "подача документов на государственную регистрацию в электронном виде".
Расписка в получении документов регистрирующим органом оформлена и получена заявителем 27.12.2020 вх. N 343А.
Датой выдачи регистрирующим органом документов, предусмотренных законодательством о государственной регистрации является - 12.01.2021.
12.01.2021 УФНС по Костромской области на основании листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в ЕГРИП в отношении заявителя внесена запись об изменении сведений об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в реестре за государственным регистрационным номером 421440000032461.
В обоснование заявленные требований заявитель указал, что расписка в принятии документов для государственной регистрации должна быть сформирована 25.12.2020, а дата регистрации изменений в ЕГРИП должна быть 31.12.2020.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требований к формированию таких электронных документов, утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 12.10.2020 N ЕД-7-14/743@.
Участниками взаимодействия в соответствии с настоящим Порядком и требованиями являются физические лица, которые в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и которые имеют усиленную квалифицированную электронную подпись; нотариусы, а также лица, замещающие временно отсутствующих нотариусов; многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг; территориальные органы Федеральной налоговой службы, уполномоченные на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; Межрегиональная инспекция федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных.
Согласно Административному регламенту, поступивший в Межрегиональную инспекцию федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных архивный файл проходит форматно-логический контроль на наличие в нем файла с описанием транспортной информации и описи вложения, электронных документов, необходимых для регистрации, указанных в описи вложения, на отсутствие искажения таких электронных документов, на соответствие усиленной квалифицированной электронной подписи, которой подписаны указанные электронные документы, требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования электронных подписей.
Регистрирующим органом не реже одного раза в час в течение рабочего дня в автоматическом режиме осуществляется запрос инспекции о наличии направленных в регистрирующий орган архивных файлов.
При наличии направленных в регистрирующий орган архивных файлов в отношении каждого архивного файла в автоматическом режиме осуществляется получение архивного файла и его распаковывание; регистрация включенных в архивный файл электронных документов, необходимых для регистрации, с присвоением им входящего номера; формирование файла формата odf (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), doc (docx), rtf с распиской в получении документов, содержащей входящий номер и дату получения регистрирующим органом электронных документов, необходимых для регистрации, перечень полученных регистрирующим органом электронных документов, необходимых для регистрации, сформированный на основании описи вложения, дату готовности документов, формируемых регистрирующим органом по результатам рассмотрения им полученных электронных документов, необходимых для регистрации, и его подписание усиленной квалифицированной электронной подписью регистрирующего органа.
Формирование для передачи в Межрегиональную инспекцию федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных архивного файла формата zip, содержащего предусмотренный настоящим пунктом файл с распиской в получении документов и файл с усиленной квалифицированной электронной подписью регистрирующего органа.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, при поступлении в регистрирующий орган документов в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
Информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет (сайт https://nalog.ru).
Согласно пункту 6 Порядка взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 12.10.2020 N ЕД-7-14/743@, датой получения регистрирующим органом электронных документов, необходимых для регистрации, является дата, указанная в расписке о получении документов.
Действия, осуществляемые инспекцией в соответствии с Порядком, производятся исключительно в автоматическом режиме в федеральных базах данных с учетом специфики архитектурных решений автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы.
Из материалов дела следует, что электронные документы по регистрации изменений в ЕГРИП заявителя (номер архивного файла (транспортного контейнера) F020122412471783), направленные с использованием сайта Федеральной налоговой службы в соответствии с пунктом 21 Порядка, в автоматическом режиме доставлены в инспекцию 24.12.2020 в 15:29:44.
Архивный файл, прошедший форматно-логический контроль, с уникальным номером F020122412471783 направлен в регистрирующий орган 27.12.2020 в 01:18:31. Дату и время отправки сообщения заявителю о доставке архивного файла в инспекцию не представлялось возможным в связи с тем, что при подаче документов заявителем не указан e-mail.
Таким образом, нарушений Порядка, равно как и Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@, инспекцией не допущено.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Костромской области от 08.09.2021 по делу N А31-2368/2021 не установлено нарушения прав заявителя в ходе процедуры государственной регистрации изменений в ЕГРИП в части изменения кода вида деятельности (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При наличии у заявителя права на самостоятельный выбор способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьи 12 названного Кодекса либо иными предусмотренными законом способами, выбранный способ защиты должен соответствовать нарушенному праву.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что заявителем не обоснованно, каким именно образом выбранный ею способ защиты обеспечит восстановление нарушенного права.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта суды установил все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А40-260107/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Архивный файл, прошедший форматно-логический контроль, с уникальным номером F020122412471783 направлен в регистрирующий орган 27.12.2020 в 01:18:31. Дату и время отправки сообщения заявителю о доставке архивного файла в инспекцию не представлялось возможным в связи с тем, что при подаче документов заявителем не указан e-mail.
Таким образом, нарушений Порядка, равно как и Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@, инспекцией не допущено.
...
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При наличии у заявителя права на самостоятельный выбор способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьи 12 названного Кодекса либо иными предусмотренными законом способами, выбранный способ защиты должен соответствовать нарушенному праву."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2022 г. N Ф05-22374/22 по делу N А40-260107/2021