город Москва |
|
15 сентября 2022 г. |
Дело N А40-263608/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Патрушев А.Ю., доверенность от 27.04.2022;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 08 сентября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - Мосгосстройнадзора
на решение от 25 февраля 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 23 мая 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-263608/21
по заявлению Мосгосстройнадзора
о привлечении к административной ответственности
к ООО "СЗ "Стадион "Спартак",
УСТАНОВИЛ:
Мосгосстройнадзор обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ООО "СЗ "Стадион "Спартак" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 24.11.2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Мосгосстройнадзор обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании распоряжения Мосгосстройнадзора от 22.09.2021 N РП-7149/21-(0)-0 о проведении выездной проверки проведена проверка в отношении общества, осуществляющего строительство на объекте капитального строительства - Дошкольное образовательное учреждение N 2, входящее в состав Многофункционального комплекса спортивной направленности с соответствующей инфраструктурой, расположенного по адресу: г. Москва, Северо-Западный административный округ, район Покровское-Стрешнево, Волоколамское шоссе, вл. 71/9.
В результате проверки выявлено, что общество не выполнило в установленный срок законное предписание Мосгосстройнадзора от 31.08.2021 N 5616/21 со сроком исполнения 25.10.2021.
Предписание от 31.08.2021 N 5616/21 обществом в судебном порядке не обжаловано.
24.11.2021 уполномоченным должностным лицом Мосгосстройнадзора составлен протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 24.11.2021 составлен в отсутствие представителя общества.
О дате и месте составления протокола об административном правонарушении общество уведомлено надлежащим образом, что подтверждается вызовом от 28.10.2021, направленным по электронной почте, согласно учетной карточке общества.
На основании изложенного Мосгосстройнадзор обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Отказывая Мосгосстройнадзору в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Суды указали, что объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления в части соблюдения сроков выполнения предписаний органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в пункте 18 разъяснил, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому, как обоснованно отметили суды, при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
Суды указали, что в ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 статьи 4.5 КоАП РФ, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды правомерно указали, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, составляет три месяца.
При этом суды отметили, что выводы, изложенные в пункте 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, к вопросу о сроке давности привлечения к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 КоАП РФ применены быть не могут.
Суды обоснованно заключили, что правонарушение совершено обществом 26.10.2021, в связи с чем на дату изготовления судебного акта по данному делу (25.02.2022), как и на дату вынесения резолютивной части решения (24.02.2022), срок привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ истек.
Согласно статьям 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, стороны обязаны доказывать обстоятельства своих требований или возражений и несут риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.
Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления Мосгосстройнадзора о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 февраля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2022 года по делу N А40-263608/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Мосгосстройнадзора - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно заключили, что правонарушение совершено обществом 26.10.2021, в связи с чем на дату изготовления судебного акта по данному делу (25.02.2022), как и на дату вынесения резолютивной части решения (24.02.2022), срок привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ истек.
Согласно статьям 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, стороны обязаны доказывать обстоятельства своих требований или возражений и несут риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.
Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления Мосгосстройнадзора о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
...
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 февраля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2022 года по делу N А40-263608/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Мосгосстройнадзора - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2022 г. N Ф05-21008/22 по делу N А40-263608/2021