город Москва |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А41-57887/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО ЮБ "Дивест": Титенок С.И. (дов. от 12.07.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в МО: не явились, извещены;
рассмотрев 15 сентября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО ЮБ "Дивест"
на решение Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2022 г.,
по делу N А41-57887/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Юридическое бюро "Дивест"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: 20 июля 2011 г. между обществом с ограниченной ответственностью "Красноармейскэнерго" (далее - ООО "Красноармейскэнерго", продавец) и обществом с ограниченной ответственностью Юридическое бюро "Дивест" (далее - ООО ЮБ "Дивест", общество, заявитель) (покупатель) был заключен договор купли-продажи сооружения, не являющегося недвижимостью, в соответствии с которым в собственность последнего переданы, в том числе дорога к гаражу длинной 180 м, а также дорога и площадка цеха N 9, расположенные по адресу: Московская обл., г. Красноармейск, ул. Академика Янгеля, д. 23.
14 января 2011 г. между ООО "Красноармейскэнерго" и ООО ЮБ "Дивест" заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым в собственность последнего переданы иные объекты недвижимости, расположенные по адресу: Московская обл., г. Красноармейск, ул. Академика Янгеля, д. 23.
22 апреля 2021 г. ООО ЮБ "Дивест" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) с заявлением об образовании земельного участка под линейным объектом - дорогой, принадлежащей обществу на праве собственности, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 50:65:0030204:23, 50:65:0030204:24, 50:65:0030204:27.
Письмом от 27 апреля 2021 г. N 50-АН-04/4726 ТУ Росимущества в Московской области сообщило заявителю о том, что не возражает против раздела земельных участков с кадастровыми номерами 50:65:0030204:23, 50:65:0030204:24, 50:65:0030204:27 с целью образования земельного участка под дорогой и последующей постановкой линейного объекта (дороги) на государственный кадастровый учет при наличии согласия иных землепользователей указанных земельных участков и осуществления раздела в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Указано также на то, что ТУ Росимущества в Московской области вернется к рассмотрению вопроса после предоставления сведений и схемы расположения, подготовленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24 мая 2021 г. ООО ЮБ "Дивест" обратилось в ТУ Росимущества в Московской области с письмом об утверждении схемы расположения земельных участков с кадастровыми номерами 50:65:0030204:23, 50:65:0030204:24, 50:65:0030204:27 и вновь образуемым земельным участком под дорогой, с указанием на то, что вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
На земельном участке с кадастровым номером 50:65:0030204:24 расположен объект недвижимости - здание, цех N 9, площадью 226 кв.м, принадлежащий заявителю на праве собственности.
28 июня 2021 г. заявитель обратился в ТУ Росимущество Московской области с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под линейным объектом - дорогой, принадлежащей обществу на праве собственности, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 50:65:0030204:23, 50:65:0030204:24, 50:65:0030204:27.
Письмом от 15 июля 2021 г. N 50-АН-04/7889 ТУ Росимущества в Московской области сообщило заявителю о том, что не возражает против образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, но не наделено полномочиями для его утверждения.
Считая свои права нарушенными, ООО ЮБ "Дивест" обратилось в Арбитражный суд Московской области к ТУ Росимущества в Московской области о признании незаконным отказ от 15 июля 2021 г. (исх. N 50-АН-04/7889) в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного под дорогой, и обязании ТУ Росимущества в Московской области подготовить и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного под линейным сооружением (дорога) (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО ЮБ "Дивест" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что требования, предъявляемые к производственным дорогам, свидетельствуют о конкретном их функциональном назначении и не являются элементом благоустройства в виде замощения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО ЮБ "Дивест" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ТУ Росимущества в Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО ЮБ "Дивест", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Из пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В пункте 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Таким образом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является документом, в соответствии с которым может осуществляться образование земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено названной статьей.
Пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1 статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемый отказ основан на положениях действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку асфальтобетонное покрытие земельного участка не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, и право на земельный участок у лица - собственника такого объекта недвижимости не возникает.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2022 г. по делу N А41-57887/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО ЮБ "Дивест" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2022 г. N Ф05-22258/22 по делу N А41-57887/2021