город Москва |
|
22 сентября 2022 г. |
Дело N А40-191554/21-2-1041 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "РУСАЛ Ачинск": Большевых Д.С. (дов. от 25.08.2022 г.), Карабут А.С. (дов. N ОКР-ДВ-22-0031 от 08.07.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Росприродназора: Абдуллаева А.Г. (дов. N СР-37/27 от 18.11.2021 г.);
рассмотрев 15 сентября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Росприродназора на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2022 г., по делу N А40-191554/21-2-1041
по заявлению акционерного общества "РУСАЛ Ачинск"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным предписания от 02 июня 2021 г. N 0904-82Пл\045-0421 в части пунктов 2, 8, 14, 18, 24, 25, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 48, 51, 52, 53, 54, 55,
УСТАНОВИЛ:
в период с 20 апреля 2021 г. по 25 мая 2021 г. на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, административный орган) от 05 апреля 2021 г. N 82-р (далее - распоряжение о проведении проверки) проведена плановая выездная проверка в отношении акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (далее - АО "РУСАЛ Ачинск", общество, заявитель) с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей центральным аппаратом Росприроднадзора в 2021 году, утвержденного приказом Росприроднадзор от 27 октября 2020 г. N 1436.
По результатам проверки составлен акт проверки от 02 июня 2021 г. N 0904-82Пл-А/045-0421, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
02 июня 2021 г. Росприроднадзором выдано предписание N 0904-82Пл-П/045-0421 (далее - предписание), в соответствии с которым АО "РУСАЛ Ачинск" предписано в срок до 09 сентября 2021 г. устранить выявленные нарушения (всего 55 пунктов нарушений).
Считая свои права нарушенными, АО "РУСАЛ Ачинск" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росприроднадзору о признании незаконным указанного предписания в части пунктов 2, 8, 14, 18, 24, 25, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 48, 51, 52, 53, 54, 55 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2022 г., заваленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Росприроднадзор просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу АО "РУСАЛ Ачинск" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Росприроднадзора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "РУСАЛ Ачинск" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248), пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание в части пунктов 2, 8, 14, 18, 24, 25, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 48, 51, 52, 53, 54, 55 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Судами дана надлежащая оценка по каждому пункту оспариваемого предписания.
В соответствии с пунктом 2 предписания выявлены нарушения статьи 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) и пункта 17 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07 августа 2018 г. N 352 (далее - Порядок N 352) а именно: отчет о результатах инвентаризации выбросов не содержит обоснования выбора и применения использованных методов.
Пунктами 39, 40, 41, 42, 52, 53, 54, 55 предписания установлены следующие нарушения:
расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (пункт 39);
разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (пункт 40);
предприятием осуществляется производственный экологический контроль, содержащий недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК с использованием Методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 41);
предприятием осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (пункт 42);
АО "РУСАЛ Ачинск" при эксплуатации объекта размещения отходов N 24-00057-Х-00592-250914 размещает на указанном ОРО отходы вскрышные породы в смеси практически неопасные, не внесенные в ГРОРО (пункт 48);
Предприятием используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно: в источнике N 6033 - Методика расчета вредных выбросов (сбросов) для комплекса оборудования открытых горных работ (на основе удельных показателей)". Люберцы, 1999 (далее - Методика, не включенная в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 51);
расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (пункт 52);
разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (пункт 53);
предприятием осуществляется производственный экологический контроль, содержащий недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой ПЭК с использованием Методики, не включенной в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 54);
предприятием осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (пункт 55).
Судами со ссылкой на положения Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха), постановлений Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах" (далее - Постановление N 440), от 04 февраля 2021 г. N 109 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440", пунктов 6, 42 Порядка N 352 указано на то, что законодательством не установлены обязательные требования о необходимости определения показателей выбросов при осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха с применением методик расчета выбросов, включенных в формируемый Минприроды России перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, поскольку применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не включенных в перечень, допускается только при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов в период с 01 января 2021 г. до 01 июля 2021 г. Следовательно, содержащиеся в приложении N 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 440 положения не применяются к отношениям, возникшим до 01 января 2021 г., и не отменяют исполнение требований законного предписания Росприроднадзора.
Так, инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик, проводилась АО "РУСАЛ Ачинск" ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного Распоряжением Минприроды России N 35-р.
В связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2021 г. N 109 в Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 440, обоснованность правильности примененных АО "РУСАЛ Ачинск" методик подтверждается.
Пунктом 8 предписания установлены нарушения пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), пункта 1 статьи 16.1, пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ и пункта 13 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. N 498 (далее - Правила N 498), а именно: газоочистные установки угольных мельниц N 1 и N 2 цеха спекания (ИЗА N 0160-0161) не оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.
Судами указано на то, что данный пункт предписания является неисполнимым для общества, поскольку для устранения данного нарушения потребуется проведение реконструкции действующего производства.
В пункте 14 предписания установлены нарушения пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) (непредставление проекта документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы на экологическую экспертизу), а именно: на объекте 1 категории АО "РУСАЛ Ачинск" допускается реализация проекта объекта капитального строительства "Строительство участка по производству экологичного антипирена" в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию.
На промышленной площадке АО "РУСАЛ Ачинск" осуществляется строительство участка по производству высокодисперсного осажденного гидроксида алюминия - I этап (далее - участок по производству ВОГА). На проектную документацию получено положительное заключение негосударственной экспертизы от 17 июня 2021 г. N 24-2-1-3-031688-2020, где определено, что проектируемый участок по производству высокодисперсного осажденного гидроксида алюминия не является объектом I категории и реализация проектных решений не повлечет за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. В соответствии с "Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", утвержденного постановлением Правительства от 28 сентября 2015 г. N 1029, участок по производству ВОГА относится к объектам III категории.
Участок по производству ВОГА не имеет ни одного из двух альтернативных признаков отнесения его (Участка) к объекту ПВОС 1-ой категории приведенных в письме Росприроднадзора от 31 мая 2019 г. N СР-04-05-32/14600 (единое назначение отсутствует, так как АО "РУСАЛ Ачинск" предназначен для производства глинозема металлургического (оксид алюминия), который является исходным сырьем для получения алюминия, а участок по производству ВОГА предназначен для выпуска в рамках импортозамещения самостоятельного вида продукции - мелкодисперного гидроксида алюминия, применяемого в стратегически значимых отраслях промышленности РФ: при очистке воды; для изготовления препаратов, предназначенных для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта; при изготовлении вакцин; в качестве абразивного компонента зубной пасты; в качестве антипирена (безгалогенного наполнителя для подавления горения) в кабельной продукции и различных пластиках).
Неразрывная физическая или технологическая связанность отсутствует, так как АО "РУСАЛ Ачинск" выпускает глинозем с 1970 года по настоящее время без участка по производству ВОГА. В случае реализации проекта на площадке АО "РУСАЛ Ачинск" остановка участка по производству ВОГА не влечет за собой невозможность или существенное затруднение функционирования предприятия АО "РУСАЛ Ачинск" и его строительство не повлечет за собой изменения на АО "РУСАЛ Ачинск" областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов при производстве глинозема.
Таким образом, участок по производству ВОГА является объектом III категории НВОС, общество имеет требуемые на текущем этапе реализации проекта (строительство) экспертные заключения и разрешительную документацию.
Согласно пункту 18 предписания в нарушение части 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ и пункта 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 г. N 1028 (далее - Порядок N 1028), в ходе проверки установлен факт недостоверного ведения учета движения отходов в 2020 году и 1 квартале 2021 года, выразившийся в следующем: в течение 2020 года в цехе спекания было образовано 6 т боя шамотного кирпича, в 1 квартале 2020- 1,5 тн, что подтверждается справками и.о. начальника ОГШ и начальника ОПШ, указанные отходы были переданы в сырьевой цех для переработки, однако в данных учета за 2020 год и 1 квартала 2021 года информация о данном виде отхода отсутствует.
Судами установлено, что все сведения указаны в учете и были представлены в Росприроднадзор при проведении проверки (ввиду большого объема бумажного носителя, по требованию государственного инспектора Кенжеевой А.А., сканированные копии были загружены в указанное облако в электронном виде). В данных учета отражено использование в 2020 году 6200 тонн боя шамотного кирпича, в том числе 6000 т - сданного цехом спекания, 200 т - использовано на рекультивацию, а также 1500 тонн в I квартале 2021 года. АО "РУСАЛ Ачинск" также были представлены отчеты за 2020 год, 1 квартал 2021 года в которых отражена информация об отходе "бой шамотного кирпича".
Пунктами 24, 25, 26 предписания установлены следующие нарушения:
в процессе деятельности АО "РУСАЛ Ачинск" на объекте НВОС N 04-0124-001003-17 образовываются отходы - куски каменного угля, выпавшие с транспортеров в отсутствие разработанных и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (нарушения пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ и пункта 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 г. N 1029 (далее - Порядок N 10296) (пункт 24);
в процессе деятельности АО "РУСАЛ Ачинск" на объекте НВОС N 04-0124-001003-11 образовываются отходы - куски каменного угля, выпавшие с транспортеров в отсутствие подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности (нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ) (пункт 25);
отсутствует паспорт на отход I-1V классов опасности - куски каменного угля, выпавшие с транспортеров (нарушения пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 г. N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности") (пункт 26).
Судами указано на то, что указанный в предписании отход не образуется, так как упавший уголь собирается и используется по прямому назначению, он не подлежит удалению из производственного процесса.
Узел дробления и подачи угля состоит из премного бункера, ленточного питателя, валковых дробилок, ленточных конвейеров с ковшевым вертикальным элеватором. Подача угля осуществляется шахтным погрузчиком типа "поляк" в приемный бункер, ленточным питателем уголь подается на дробления до крупности не более 70 мм в валковые дробилки, откуда после дробления ленточными конвейерами поступает в ковшевой элеватор и загружается в бункер сырого угля мельницы Loesche. В процессе транспортировки конвейерами появляется просыпь угля за счет клееных стыков лент, а также не дробящийся материал в валковых дробилках. Собранная просыпь пыли и куски угля вручную "человеком" собирается в ковш шахтного погрузчика и вывозится на специальную для этого площадку. С площадки осуществляется сбор/погрузка кусков и пыли угля в автосамосвал организации ООО "ОМЕГА", после чего происходит перевозка на склад угля топливоподачи ТЭЦ для использования в качестве топлива. Поскольку выпавший с транспортера уголь собирается АО "РУСАЛ Ачинск" и вовлекается в производство, то он не является отходом и, соответственно, не требует подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности, наличия паспорта на отход I-IV классов опасности.
В пунктах 29, 30, 31, 32, 37 предписания установлены следующие нарушения:
в процессе деятельности АО "РУСАЛ Ачинск" на объекте НВОС N 04-0124-001003-П образовываются отходы (отобранные пробы шламовой пульпы глиноземного производства - протокол испытаний от 19 мая 2021 г. N 20г-О, заключение от 19 мая 221 г. N 67-г) в отсутствие разработанных и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (нарушения пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ и пункта 4 Порядка N 10296) (пункт 29);
в процессе деятельности АО "РУСАЛ Ачинск" "на объекте НВОС N 04-0124-001003-П образовываются отходы (отобранные пробы шламовой пульпы глиноземного производства - протокол испытаний от 19 мая 2021 N 20г-О, заключение от 19 мая 221 г. N 67-г) в отсутствие подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности (нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ) (пункт 30);
на отход шламовая пульпа глиноземного производства (отобранные пробы шламовой пульпы глиноземного производства - протокол испытаний от 19 мая 2021 г. N 20г-О, заключение от 19 мая 221 г. N 67-г) отсутствует паспорт отходов I - IV классов опасности (нарушения пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 г. N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности") (пункт 31).
при осуществлении производственной деятельности на объекте НВОС N 04-0124-001003-П АО "РУСАЛ Ачинск" осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности (отобранные пробы шламовой пульпы глиноземного производства - протокол испытаний от 19 мая 2021 г. N 20г-О, заключение от 19 мая 221 г. N 67-г) в отсутствие лицензии на осуществление указанного вида деятельности (нарушения пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ и подпункта 29 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) (пункт 32);
при эксплуатации объекта размещения отходов N 24-00056-Х-00592-250914 АО "РУСАЛ Ачинск" размещает на указанном ОРО отходы шламовой пульпы IV класса опасности, не внесенные ГРОРО (нарушения пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ и приказа Росприроднадзора от 25 сентября 2014 г. N 592 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" (пункт 37).
Судами установлено, что производство глинозема на АО "РУСАЛ Ачинск" осуществляется по запатентованной технологии (патент RU 2060 941 С1), основанной на комплексной переработке нефелиновой руды с получением глинозема и содопродуктов, способ которого заключается в приготовлении шихты путем смешения щелочного алюмосиликатного сырья (нефелиновой руды) с известняком оборотным шламом и соединениями щелочных металлов, ее измельчение и корректировка по заданной величины молярных отношений в шихте, затем ведут спекание шихты продуктами горения топлива с получением спека. Спек выщелачивают оборотным содощелочным раствором. Отделяют полученный алюминатный раствор от белитового шлама. Последний промывают водой и используют в производстве цемента. Обескремненный алюминатный раствор подвергают карбонизации газами от спекания шихты с выделением гидроксида алюминия. Выделяют содопродукты из полученного при карбонизации содового раствора. Основной целью формирования заданных молярных отношений в шихте является извлечение из сырья полезных компонентов и удаление из процесса балластных компонентов, малорастворимого двухкальциевого силиката (белитового шлама). После попадания на шламохранилище оборотная подшламовая вода отделяется от шлама в процессе естественного отстаивания, выводится со шламохранилища по системе водосбросных колодцев и возвращается в технологический процесс производства глинозема и содопродуктов. Таким образом, в замкнутой системе внутренних оборотных растворов, жидкая фаза пульпы используется в качестве гидротранспорта нефелинового шлама в производстве. Отходом же является твердая отмытая фаза шлама (Отходы выщелачивания нефелиновых руд при производстве глинозема, код по ФККО 3 55 221 21 49 5), которая внесена в Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 14 декабря 2018 г. N 05-1/26-128, строка 39, утвержденный приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва N 1540 от 14 декабря 2018 г.
Кроме того, Шламохранилище АО "РУСАЛ Ачинск" включено в государственный реестр объектов размещения отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 25 сентября 2014 г. N 592 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов", при этом отходы выщелачивания нефелиновых руд при производстве глинозема (нефелиновый шлам) являются отходами, допустимыми к размещению на данном ОРО.
Пунктами 33, 34, 35 предписания установлены следующие нарушения.
АО "РУСАЛ Ачинск" осуществляет деятельность по размещению отходов IV, V классов опасности (песок формовочный горелый отработанный; отходы шлаковаты; золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная; смет с территории предприятия малоопасный; мусор от сноса и разборки зданий несортированный; лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); сальниковая набивка асбестографитовая промасленная (содержание масла менее 15%), принятых от сторонних организаций в отсутствие лицензии на осуществление указанного вида деятельности (нарушения пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ и подпункта 29 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ) (пункт 33);
АО "РУСАЛ Ачинск" осуществляет деятельность по размещению отходов IV, V классов опасности (песок формовочный горелый отработанный; отходы шлаковаты; золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная; смет с территории предприятия малоопасный; мусор от сноса и разборки зданий несортированный; лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); сальниковая набивка асбестографитовая промасленная (содержание масла менее 15%), отходы известняка, доломита и мела в кусковой форме практически неопасные; обрезь натуральной чистой древесины; золоишаковая смесь от сжигания углей практически неопасная; ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод; растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками), на объекте (земельный участок с кадастровым номером 24:43:0201011:17), не внесенном в ГРОРО (нарушение пункта 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ) (пункт 34);
при эксплуатации объекта размещения отходов (земельный участок с кадастровым номером 24:43:0201011:17) АО "РУСАЛ Ачинск", не исполнило обязанности по разработке программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объекте размещения отходов на 2020 и 2021 гг., проведению мониторинга состоятся и загрязнения окружающей среды на объекте размещения отходов (нарушения пунктов 3, 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ, Порядка N 1030 и ГОСТ Р 56060-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды") (пункт 35).
Судами установлено, что АО "РУСАЛ Ачинск" использует земельный участок (зона обрушенных пород - провал бывшего подземного марганцевого рудника), общей площадью 41 132,20 кв.м, с кадастровым номером 24:43:0201011:17, расположенный восточнее поселка Мазульский, для проведения рекультивации нарушенных земель отходами IV - V классов опасности земли, отведенные под рекультивацию отработанных пространств - участок зоны обрушенных пород - "провал" с полостью обрушения глубиной от 42 до 71 м, расположен к юго-востоку от п. Мазульский в 0,5 км от основной площадки комбината. Мероприятия по организации рекультивации "провала" с применением промышленных отходов было начато Ачинским глиноземным комбинатом в 1980 году. В 1993 году постановлением Администрации п. Мазульский N 48-п земельный участок с зоной обрушения общей площадью 12,5 га был официально отведен Ачинскому глиноземному комбинату во временное пользование для его закладки производственными отходами.
Рекультивацию зоны обрушенных пород с использованием отходов IV - V классов опасности АО "РУСАЛ Ачинск" осуществляет согласно рабочей документации, выполненной в 2000 году ЗАО "МОНИТЭК" (Приказ N 164-э от 27 марта 2001 г.), имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы от 26 марта 2001 г. N 05-03/99, а также корректировки рабочей документации в 2004 году "Рекультивация обрушенных земель. Зона обрушенных пород подземного рудника" по увеличению объема ежегодно используемых отходов до 45980 мЗ/год за счет привлечения отходов сторонних организаций (положительное заключение государственной экологической экспертизы от 04 ноября 2004 г. N 4, приказ Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю "Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы рабочего проекта (корректировки) ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" Рекультивации нарушенных земель зоны обрушенных пород подземного рудника" от 04 ноября 2004 г. N 13, положительное заключение Государственной Санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по г. Ачинску и Ачинскому району от 20 сентября 2004 г. N 24.АЦ.02.000.Е.000417.09.04.).
Деятельность АО "РУСАЛ Ачинск" по обращению с отходами регламентируется проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (документ об утверждении от 14 декабря 2018 г. рег. N 05-1/26-128 выдан Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и республике Тыва, со сроком действия до 13 декабря 023 г., приложение к Приказу N 1540 от 14 декабря 2018 г.), а также лицензией N (24)-П39-СТУ от 17 августа 2016 г., выданной Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю.
На основании данного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в АО "РУСАЛ Ачинск" предусмотрено образование отходов IV - V классов опасности от собственной деятельности с последующим их использованием для рекультивации нарушенных земель в зоне обрушенных пород Мазульского рудника (провала), находящегося по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, восточнее п. Мазульский.
Таким образом, АО "РУСАЛ Ачинск" обладает всей необходимой разрешительной документацией для осуществления работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 24:43:0201011:17.
Судами также приняты во внимание судебные акты по делам N А33-26520/2019, N А45-36032/2019, N А33-19026/2021, из которых следуют выводы о том, что на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0201011:17 обществом осуществляется деятельность по рекультивации объекта, а не по размещению отходов, а земельный участок не является объектом размещения отходов, не подлежит внесению в ГРОРО, и, соответственно, не требует разработки программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объекте размещения отходов.
В соответствии с пунктом 36 предписания выявлены нарушения статьи пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ и приказа Росприроднадзора от 25 сентября 2014 г. N 592 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов", а именно: на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0201011:17, находящимся по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, восточнее п. Мазульский, выявлено захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, а именно: по результатам анализа отчета 2-ТП (отходы) за 2020 год и учета в области обращения с отходами за 2020 год установлен факт размещения 0.5 т отходов полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5).
Судами указано на то, что зона обрушенных пород не является объектом размещения отходов, соответственно там не происходит их захоронения.
В своей деятельности АО "РУСАЛ Ачинск" руководствуется проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), на стр. 150-152 (таблица 7) которого содержатся предложения АО "РУСАЛ Ачинск" относительно использования и (или) обезвреживания отходов. В частности, в строке 27 содержится информация о рекультивации зоны обрушенных пород с использованием отходов полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5) в количестве 20 т ежегодно.
Указанный ПНООЛР утвержден приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва от 14 декабря 2018 г. N 1540. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданного Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва от 14 декабря 2018 г. N 05-1/26-128, который содержит сведения об образовании отхода "отходы полипропиленовой тары незагрязненной" (строка 48).
Таким образом, использование отходов полипропиленовой тары незагрязненной в количестве 0,5 т осуществлено в пределах установленных и утвержденных лимитов образования отходов в соответствии с согласованным в ПНООЛР порядком их использования.
Согласно пункту 38 предписания в нарушение части 2 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ, пунктов 5, 10 Порядка N 352 и пункта 15 Правил N 422 предприятием используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно:
- на источниках N 0445-0450, 6024, 6025, 0429-0432, 0434, 0436, 0426, 0417, 0418, 6023 - "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий". М.: Министерство транспорта РФ, 2001;
- на источнике N 0428 - "Методические указания по расчёту выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности (на основе удельных показателей)". СПб.: НИИАтмосфера, 2015;
- на источниках N 0001-0020, 6006, 6007, 6008, 6040, 6001, 6003, 6321 -"Методическое пособие по расчёту выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов". Новороссийск: ЗАО "НИПИОТСТРОМ", 2000;
- на источниках N 6034, 6035, 6037, 6322, 6003, 6043, 6038, 6046 - "Методика расчёта вредных выбросов (сбросов) для комплекса оборудования открытых горных работ (на основе удельных показателей)". Люберцы, 1999;
- на источниках N N 6320, 6328, 6004 - "Отраслевая методика расчёта количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу вредных веществ при сжигании угля и технологических процессах горного производства на предприятиях угольной промышленности". Пермь, 2014 (далее - Методики, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
Судами указано на то, что методики расчета, по которым определены величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - до 01 июля 2021 г. имеют статус "действующих" и на момент проверки и выдачи оспариваемого подписания в корректировке не нуждались.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2022 г. по делу N А40-191554/21-2-1041 оставить без изменения, кассационную жалобу Росприродназора - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 36 предписания выявлены нарушения статьи пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ и приказа Росприроднадзора от 25 сентября 2014 г. N 592 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов", а именно: на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0201011:17, находящимся по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, восточнее п. Мазульский, выявлено захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, а именно: по результатам анализа отчета 2-ТП (отходы) за 2020 год и учета в области обращения с отходами за 2020 год установлен факт размещения 0.5 т отходов полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5).
...
Согласно пункту 38 предписания в нарушение части 2 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ, пунктов 5, 10 Порядка N 352 и пункта 15 Правил N 422 предприятием используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно:"
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2022 г. N Ф05-22546/22 по делу N А40-191554/2021