город Москва |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А40-280508/21-139-2105 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: Поволяева Е.С. (дов. N 33-Д-232/22 от 21.03.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица ГБУ "МосгорБТИ": не явились, извещены;
рассмотрев 15 сентября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2022 г.,
по делу N А40-280508/21-139-2105
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным уведомления,
третье лицо: государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации",
УСТАНОВИЛ: на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005008:32 зарегистрировано право собственности города Москвы (регистрационная запись от 28 сентября 2006 г. N 77-77-14/011/2006-108) (далее - земельный участок).
Согласно сведениям из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005008:32, площадью 9 630 кв.м, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Первомайская Верхняя, вл. 23, стр. 1 поставлен на кадастровый учет 01 января 2007 г., при этом в разделе "Особые отметки" выписки из ЕГРН содержатся сведения о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В целях уточнения границ земельного участка Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) выпущено распоряжение от 21 сентября 2020 г. N 31177Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32".
На основании вышеуказанного распоряжения был подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) (заявление от 25 июня 2021 г. N КУВД-001/2021-26065504).
Уведомлением от 02 июля 2021 г. N КУВД-001/2021-26065504/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельного участка в соответствии с пунктами 1 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 04 октября 2021 г., с указанием на то, что границы уточняемого земельного участка пересекают границы иного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:57 (площадь пересечения 76,89 кв.м), сведения о котором содержатся в ЕГРН и на несоответствие межевого плана отдельным Требованиям к подготовке (формы и состава сведений) межевого плана, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее - Требования), в части недочетов технического характера в межевом плане.
23 сентября 2021 г. Департаментом был представлен уточненный межевой план от 22 сентября 2021 г.
Уведомлением от 27 сентября 2021 г. N КУВД-001/2021-26065504/2 Управление Росреестра по Москве сообщило об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, поскольку представленные документы не устраняли в полном объеме причин, препятствующих кадастровому учету, а именно: в нарушение положений части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), документы, включенные в состав приложения межевого плана, не подтверждают обоснование происхождения местоположения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управлением Росреестра по Москве было принято решение от 04 октября 2021 г. N КУВД-001/2021-26065504/5 об отказе государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить действия по государственному кадастровому учету в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32 в соответствии с межевым планом от 22 сентября 2021 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" (далее - ГБУ города Москвы "МосгорБТИ", третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что на государственную регистрацию заявителем был представлен межевой план, описывающий границы спорного земельного участка с нарушением Требований.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители Управления Росреестра по Москве и ГБУ города Москвы "МосгорБТИ" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Департамента, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Частью 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Первомайская Верхняя, вл. 23, стр. 1.
Судами установлено, что целью кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32 является определение нормативной точности координат характерных точек границ и площади земельного участка, устранение пересечения с земельным участком с кадастровым номером 77:03:0005008:72 (граница 6-н1-5, 4-н4-3), а также исключение из границ уточняемого земельного участка объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 23, стр. 2 (граница 5-н2-н3-4).
В ходе выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, влд. 23, стр. 1, было выявлено несоответствие ранее установленных границ смежного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:57 с границами уточняемого земельного участка.
С целью исключения пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32 с земельным участком с кадастровым номером 77:03:0005008:57 произведена корректировка части границ смежного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:57 (граница 3-13-14-15-1). Границы 3-13-14-15-1 установлены в соответствии с фактическими границами, существующими на местности более 15 лет, и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (конструктивные элементы сооружения, ограждения).
В состав межевого плана дополнительно включены сведения о корректировках границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:57 согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" (разделы: "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях", "Акт согласования местоположения границы земельного участка"); графически сведения об указанных корректировках отражены в разделе "Чертеж земельных участков и их частей".
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32 определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной в установленном порядке распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 21 сентября 2020 г. N 31177Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32". В качестве сведений, подтверждающих местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32, было использовано свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования от 19 июня 2001 г. N М-03-200683 (далее - свидетельство).
Местоположение координат характерных точек, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 уточняемого земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32 не изменилось и соответствует ЕГРН.
Границы 1-16-15-14-13-12-11-10-9-8-7-6-н1-5-н2-н3-4-н4-3-2-1 уточняемого земельного участка существуют на местности более 15 лет и полностью соответствуют границам, отображенным на Плане земельного участка, являющегося Приложением N 2 к свидетельству.
Границы н1-5-н2-н3-4 закреплены на местности с помощью кирпичных стен здания, границы 3-2-1-1615-14-13-12-11-10-9-8-7-6 закреплены на местности с помощью металлического ограждения, границы 6-н1, н4-3 не закреплены на местности с помощью конкретных объектов искусственного происхождения, в связи с чем в графе "Описание закрепления точки" указано - закрепление отсутствует.
Площадь фактически используемого земельного участка не превышает площадь ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:32.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку у Управления Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в государственном кадастровом учете изменений земельного участка по указанным в обжалуемом решении основаниям.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2022 г. по делу N А40-280508/21-139-2105 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
...
Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
...
В состав межевого плана дополнительно включены сведения о корректировках границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005008:57 согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" (разделы: "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях", "Акт согласования местоположения границы земельного участка"); графически сведения об указанных корректировках отражены в разделе "Чертеж земельных участков и их частей"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2022 г. N Ф05-22860/22 по делу N А40-280508/2021