г. Москва |
|
21 сентября 2022 г. |
Дело N А40-182447/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2022.
Полный текст постановления изготовлен 21.09.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Почта России" - Балыбердина А.С. (представителя по доверенности от 19.05.2021),
от Федеральной антимонопольной службы - Келоевой Е.Т. (представителя по доверенности от 18.08.2022), Савостиной Е.В. (представителя по доверенности от 10.01.2022),
рассмотрев 14.09.2022 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Почта России"
на решение от 18.01.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18.04.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-182447/2021
по заявлению акционерного общества "Почта России"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Почта России" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее также - служба) от 27.05.2021 по делу N 11/01/10-56/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представители ФАС России в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы, подержав доводы, изложенные в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили поступающие в ФАС России многочисленные жалобы потребителей на применяемую обществом надбавку за услугу пересылки посылок в труднодоступные населенные пункты.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Решением ФАС России от 27.05.2021 по делу N 11/01/10-56/2020 общество признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с ФАС России, общество оспорило данное решение в судебном порядке.
Признавая законным оспариваемое решение службы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается вменное обществу нарушение Закона о защите конкуренции: обществом установлены различные цены (тарифы) на услугу по пересылке посылок 1-го класса и внутренних посылок путем утверждения соответствующими приказами надбавки в размере 100% к тарифу, который взимается при пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности. Данное нарушение допущено обществом при оказании услуги по приему, обработке, перевозке доставке (вручению) посылок.
Отклоняя доводы общества, суды указали, что ФАС России правомерно оценила доминирующее положение общества применительно к рынку услуг по пересылке посылок. В соответствии с "г" пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 24.04.2010 N 220 (далее - Порядок), предварительное определение продуктовых границ может производиться на основе нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность. При этом службой учтены положения Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
При этом суды также признали, что проводимые обществом логические услуги не могут быть признаны взаимозаменяемыми услуге пересылке товаров по предусмотренным пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции основаниям, поскольку по своей правовой природе являются иной услугой.
Суды отметили, что ФАС России располагала сведениями о максимальном объеме товарного рынка, в связи с чем расчет долей исходя из представленных хозяйствующими субъектами данных является допустимым, поскольку даже при увеличении числа хозяйствующих субъектов на данном рынке положение общества не перестает быть доминирующим.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением требований АПК РФ, и на применении норм Закона о защите конкуренции, Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства и доказательства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Доводы кассационной жалобы общества, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А40-182447/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая законным оспариваемое решение службы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается вменное обществу нарушение Закона о защите конкуренции: обществом установлены различные цены (тарифы) на услугу по пересылке посылок 1-го класса и внутренних посылок путем утверждения соответствующими приказами надбавки в размере 100% к тарифу, который взимается при пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности. Данное нарушение допущено обществом при оказании услуги по приему, обработке, перевозке доставке (вручению) посылок.
Отклоняя доводы общества, суды указали, что ФАС России правомерно оценила доминирующее положение общества применительно к рынку услуг по пересылке посылок. В соответствии с "г" пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 24.04.2010 N 220 (далее - Порядок), предварительное определение продуктовых границ может производиться на основе нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность. При этом службой учтены положения Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
При этом суды также признали, что проводимые обществом логические услуги не могут быть признаны взаимозаменяемыми услуге пересылке товаров по предусмотренным пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции основаниям, поскольку по своей правовой природе являются иной услугой.
...
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением требований АПК РФ, и на применении норм Закона о защите конкуренции, Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства и доказательства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2022 г. N Ф05-17515/22 по делу N А40-182447/2021