• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2022 г. N Ф05-21676/22 по делу N А41-443/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 01.01.2008 между АО "Мосэнергосбыт", АО "Мособлэнерго" и ПАО "Россети Московский регион" был заключен трехсторонний договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 17-4036. Кроме того, 01.09.2007 между АО "Мосэнергосбыт" и АО "Мособлэнерго" был заключен договор купли-продажи электрической энергии N 17-4037. 04.09.2007 во исполнение договора оказания услуг по передаче электрической энергии между АО "Мосэнергосбыт" и АО "Мособлэнерго" был заключен договор N 17-3916. Как указано в п. 1.2 и 2.1 договора купли-продажи, данный договор заключен сторонами в связи с отношениями сторон по передаче электрической энергии истца по электрическим сетям ответчика 2 в соответствии с договором N 1 и величина фактических потерь электроэнергии определяется в соответствии с договором N 1. Таким образом, по мнению истца, договор N 1 и 2, договор купли-продажи являются связанными между собой. Величина фактических потерь электроэнергии в сетях ответчика определяется в соответствии с договором N 1 и 2 исходя из фактического отпуска электроэнергии потребителям истца, присоединённым к сетям ответчика, в том числе, потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (объем полезного отпуска). За декабрь 2020 года между истцом и ответчиком возникли разногласия по величине полезного отпуска потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (далее - бытовые потребители), в частности, по бытовым потребителям Шатурского территориального отделения истца в размере 392.261 кВт*ч (реестр спорных лицевых счетов прилагается) стоимостью 1.227.855,38 руб. Истец направил ответчику платежно-расчетные документы на оплату фактических потерь электрической энергии за декабрь 2020 года, в том числе, в объеме спорных разногласий, от оплаты которых в полном объеме ответчик отказался. Истец направил в адрес ответчика претензию с требованиями об оплате фактических потерь электрической энергии за декабрь 2020 года МЭС/ИП/68/104 от 26.01.2021, однако, ответчик требования истца в части оплаты потерь электрической энергии по спорным потребителям не удовлетворил.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 539-548 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, правомерно исходил из нижеследующего.

Так, 21.11.2020 истец предоставил ответчику идентификационный код потребителя (ИКТС), сведения о количестве проживающих граждан, количестве помещений, норматив на 1 человека и норматив, рассчитанный от количества помещений и проживающих лиц, в том числе по спорным потребителям. Пунктом 42 Правил N 354 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета (в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 приложения N 2). Ответчик определил объем потребления электроэнергии граждан-потребителей, для случаев непредставления потребителем коммунальной услуги показаний приборов учета исполнителю более трех расчетных периодов подряд, на основании нормативов потребления. При наличии в реестре разногласий, составленным ответчиком, указание на идентификационный код потребителя (ИКТС) истец мог самостоятельно установить достоверность расчетов ответчика. При этом истец не предоставил ответчику в полном объеме информацию, необходимую для расчета объема потребления электроэнергии с применением нормативов потребления. В письме от 21.11.2020 истец сообщил ответчику о том, что будет ежемесячно направлять недостающую информацию. Такая информация в декабре 2020 года и январе 2021 года от истца не поступала в адрес ответчика, доказательств обратного не было представлено. На основании изложенного, при отсутствии информации от истца, ответчик рассчитал объем потребления в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 приложения N 2 к правилам N354 в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 приложения N 2. При этом при расчете потребления ответчик использовал минимальные значения норматива потребления 94 квт.ч. для жилых помещений в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами, количество комнат -1; количество проживающих (чел.) - 1. При расчете объема потребления в индивидуальных жилых домах ответчик использовал минимальные значения норматива потребления 149 квт.ч. для индивидуальных жилых домов, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, количество комнат -1; количество проживающих (чел.) -1. При наличии в реестре разногласий, составленный ответчиком, указание на идентификационный код потребителя (ИКТС) истец мог самостоятельно установить, что данные для расчета объема потребления у ответчика отсутствовали, а также проверить достоверность расчетов ответчика.

Таким образом, ответчик рассчитал объем потребления в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 приложения N 2 к Правилам N354.

Кроме того, согласно абзацев 1 - 3, 5 пункта 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", с 01.07.2020 коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Таким образом, с 1 июля 2020 года обязанность по установке, эксплуатации, поверке и замене приборов учета электрической энергии перенесена с потребителей на поставщиков энергоресурсов: в отношении многоквартирных домов - на гарантирующих поставщиков, а в отношении прочих потребителей - на сетевые организации. В "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, были внесены изменения в пункт 59 Правил N354 в части определения в порядке расчета платы за коммунальную услугу электроснабжения в случае непредоставления потребителем сведений о показаниях приборов учета. Прибор учета электрической энергии установлен и введен в эксплуатацию потребителем до 01.07.2020. При своевременной передаче потребителем показаний индивидуальных приборов учета начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 42 Правил N 354 по формуле 1 приложения N 2, т.е. исходя из показаний прибора учета. В случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета начисление платы осуществляется в порядке, установленном пп. "б" п. 59, п. 60 Правил N 354, т. е. 3 месяца по среднему; начиная с 4 месяца по нормативу исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении (либо исходя из количества собственников помещения). Прибор учета электрической энергии установлен и введен в эксплуатацию потребителем до 01.07.2020. При выходе из строя или утрате ранее введенного в эксплуатацию прибора учета либо истечении срока эксплуатации прибора учета, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) Правил N354) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами N354, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г. В этом случае установка прибора учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) и начисление платы осуществляется в порядке, установленном пп. "г" п. 59 Правил N 354 - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию прибора учета определяется исходя, из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Однако, суд в обжалуемых актах верно установил, что истец не предоставил в материалы дела доказательства выхода из строя, либо утрате ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, либо истечении срока эксплуатации прибора учета, интервала между поверками прибора учета после 01.07.2020.

Таким образом, в данном случае ответчик правомерно определил объем потребления электроэнергии в порядке, установленном пп. "б" п. 59, п. 60 Правил N 354, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета - начиная с 4 месяца по нормативу исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении (либо исходя из количества собственников помещения)."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2022 г. N Ф05-21676/22 по делу N А41-443/2022