• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2022 г. N Ф05-19751/22 по делу N А40-175051/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Разрешая спор по существу, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, руководствуясь положениями статей 329, 330, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 6, 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства", постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы", разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", учитывая, что истец является субъектом малого предпринимательства, принимая во внимание, что срок действия имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы установлен с 01 января 2020 года, договор аренды заключен без проведения торгов, в связи с чем в отношении ООО "Практика С" должна применяться ставка арендной платы в размере 4 750 руб. за 1 кв.м, отметив, что признание за истцом права на применение ставки арендной платы не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, так как действует автоматически и устанавливается департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта, проверив расчет суммы неосновательного обогащения, признав его арифметически и методологически верным, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части.

При этом, руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 3, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", установив, что исковые требования заявлены за период с 15 октября 2015 года по 20 июня 2021 года, а исковое заявление подано в электронном виде через систему подачи документов "Мой Арбитр" 17 августа 2021 года, суды пришли к обоснованному выводу о пропуске истцом срока исковой давности за период с октября 2016 года по 16 июля 2018 года, в связи с чем требования истца о признании права на применение льготной ставки арендной платы подлежат удовлетворению на период с 17 июля 2018 года (с учетом положений о соблюдении претензионного порядка по требованию о взыскании суммы неосновательного обогащения).

Отклоняя довод департамента о заключении дополнительного соглашения, суды исходили из того, что само по себе заключение истцом и департаментом дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не исключило при определении размера арендной платы по договору аренды применение положений постановления от 25 декабря 2012 года N 800-ПП, в том числе пункта 1.1 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 305-ЭС20-4888).

Также отклоняя довод ответчика, что льготная ставка предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые не заключили дополнительного соглашения в порядке части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с условием о рыночной ставке арендной платы, и пользуются объектами на основании договоров, действие которые возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек, не согласуется с буквальным содержанием пункта 1 постановления N 800-ПП, суды указали, что согласно названному пункту критерием для предоставления указанной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.

Кроме того, ссылка на заключение между сторонами дополнительного соглашения как на обстоятельства невозможности установления льготной ставки, не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.

Апелляционный суд также отметил, что в силу правового статуса ООО "Практика С", как микропреприятия, на него полностью распространяют действие льготы, предусмотренные постановлениями N N 800, 809, в силу чего рыночная ставка арендной платы должна применяться для арендатора только в случае утраты им статуса субъекта малого или среднего предпринимательства или внесения изменений в указанные выше нормативно-правовые акты Правительства города Москвы.

Отклоняя доводы ответчика о необходимости обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде льготной ставки, апелляционный суд исходил из того, что исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде льготной ставки.

Также отклоняя довод ответчика, что право на применение льготной ставки арендной платы не может быть признано за арендатором, в том числе после прекращения действия договора аренды, суд апелляционной инстанции указал, что для ООО "Практика С" льготная ставка арендной платы была установлена автоматически в силу указанного постановления N 800."