г. Москва |
|
3 октября 2022 г. |
Дело N А40-227603/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2022.
Полный текст постановления изготовлен 03.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ПАО "Россети Московский регион": Богадеев А.В. по доверенности от 18.12.2020, паспорту;
от Управления Росреестра по Москве: Клименко Н.А. по доверенности от 17.01.2022, паспорту;
от Департамента городского имущества города Москвы: Михнев М.П. по доверенности от 29.12.2021, паспорту;
от ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино": не явился, извещён;
от Госинспекция по недвижимости: не явился, извещён;
рассмотрев 27.09.2022 в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Россети Московский регион"
на решение от 30.03.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 09.06.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-227603/2021
по заявлению ПАО "Россети Московский регион"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании отказа,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино", Госинспекция по недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети Московский регион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве с требованием признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 04.08.2021 N КУВД-001/2021-17025313/3 незаконным, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести изменения и уточнить границы земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001003:57 и земельного участка с кадастровым номером 77:09:001003:2307 с учетом координат, указанных в заявлении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино", Госинспекция по недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил ее удовлетворить, представитель Управления Росреестра по г. Москве возражал против ее удовлетворения, представитель Департамента городского имущества города Москвы просил жалобу удовлетворить.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в отношении заявителя был составлен протокол от 18.05.2017 N 9002025 об административном правонарушении с требованием устранить нарушение земельного законодательства со ссылкой на то, что ранее сформированный Департаментом городского имущества города Москвы земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001003:57, предоставленный ПАО "Россети Московский регион" в аренду по договору от 20.09.2003 N М-09-024919, не достаточен для размещения "Пункта перехода N 202 воздушных ЛЭП-220кВ в кабельные с двумя опорами на ПС 220кВ Левобережная" (переходный пункт).
Во исполнение требований Госинспекции заявителем проведены кадастровые работы по уточнению границ и координат земельного участка 77:09:0001003:57.
В связи тем, что границы земельного участка 77:09:0001003:57 пересекались с границами смежного земельного участка с кадастровым номером 77:09:001003:2307, общество обратилось в адрес Государственного автономного учреждения культуры города Москвы "Музейно-парковый комплекс "Северное Тушино" (Парк). В ответном письме от 10.09.2018 N МПК-1-03-2208/2018 землепользователь пояснил, что данный земельный участок предоставлен ему на основании договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, оснований для внесения изменений в договор в части уточнения площади либо смены кадастрового номера не усматривается.
В ходе проведения мероприятий по государственному кадастровому учету земельного участка кадастровый инженер неоднократно получал Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и отказы Управления Росреестра по Москве. Направление документов в Росреестр осуществлялось через ДГИ. являющегося собственником земельных участков 77:09:0001003:57 и 77:09:001003:2307. ДГИ также неоднократно издавались распоряжения об уточнении границ земельного участка 77:09:0001003:57 (действующее распоряжение - от 17.06.2020 18184). Из Распоряжений ДГИ следует, что необходимо уточнить границы земельного участка 77:09:0001003:57, исправив реестровую (кадастровую) ошибку.
Письмом от 22.04.2021 N 2204/1 кадастровый инженер в интересах заявителя обратился в ДГИ города Москвы и предоставил межевой план для последующего направления в Управление Росреестра по Москве.
04.05.2021 государственным регистратором в соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета.
В связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета изменений, 04.08.2021 государственным регистратором на основании ст. 27 Закона о недвижимости было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001003:57.
Письмом ДГИ от 24.09.2021 N ДГИ-1-99592/21-1 заявитель уведомлен об отказе Управления N КУВД-001/2021-17025313/3 об уточнении границ земельного участка 77:09:0001003:57
Согласно данному уведомлению Управления Росреестра по Москве в уточнении сведений о границах указанного участка отказано в связи с тем, что не согласованы границы с землепользователем смежного земельного участка 77:09:001003:2307, а также приведены некорректные сведения об ограничениях (обременениях) прав уточняемого земельного участка.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 14 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав и кадастровый учет осуществляются на основании заявления за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке. В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 5 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о регистрации или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрено проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствие с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации одним из оснований государственного кадастрового учета является, в том числе межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно требованиям статьи 22 Закона о регистрации межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о недвижимости. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
Суды исходили из того, что в нарушение п. 70 Требований документы, включенные в состав приложения межевого плана, не подтверждают прохождение уточненной границы земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001003:57.
Данный вывод судов является ошибочным, так как в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 17.06.2020 18184 утверждено прохождение уточненной границы указанного земельного участка, данное распоряжение является действующим.
Вместе с тем, данный вывод судов не привел к принятию неправильных судебных актов с учетом следующего.
Как установлено судами, одним из оснований принятия оспариваемого уведомления явилось нарушение положений п. 66 Требований в представленной xmlсхеме содержание ограничения (обременения) части уточняемого земельного участка не соответствует сведениям ЕГРН.
Судами установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001003:57 зарегистрированы следующие ограничения: Указанный земельный участок полностью входит в зону с особыми условиями использования территории (77:00-6.112), однако вышеуказанная информация об ограничительных зонах отсутствует в межевых планах. Таким образом, одновременно нарушены и положения п. 57 Требований, в соответствии с которыми в представленной xml-схеме в строке "Иные сведения" реквизита "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" приведены некорректные сведения об ограничение (обременение) права уточняемого земельного участка.
При этом дополнительно представленные заявителем документы не устраняли данной причины, препятствующей проведению заявленных учетных действий.
Данный вывод судов соответствует требованиям законодательства и является основанием для принятия судебных актов об отказе в удовлетворении требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций в части наличия оснований для отказа в связи с отсутствием в представленном в Управление Росреестра города Москвы межевом плане сведений об имеющихся ограничениях (обременениях) земельного участка основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов сторон спора, с соблюдением требований АПК РФ, и на применении норм права с учетом таких обстоятельств.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2022 года по делу N А40-227603/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
...
Вопреки доводам кассационной жалобы общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций в части наличия оснований для отказа в связи с отсутствием в представленном в Управление Росреестра города Москвы межевом плане сведений об имеющихся ограничениях (обременениях) земельного участка основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов сторон спора, с соблюдением требований АПК РФ, и на применении норм права с учетом таких обстоятельств.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд"
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 октября 2022 г. N Ф05-20151/22 по делу N А40-227603/2021