г. Москва |
|
3 октября 2022 г. |
Дело N А40-271281/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2022.
Полный текст постановления изготовлен 03.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Ярцева Д.Г.,
судей Борсовой Ж.П., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Министерства обороны Российской Федерации - Пашаев Р.М., по доверенности от 25.11.2020;
от ответчика: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Лузин Е.Б., по доверенности от 15.12.2020, Фролов Р.И., по доверенности от 25.03.2021;
рассмотрев 26.09.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу N А40-271281/21
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 1 153 518,48 руб. пени за просрочку доставки груза и 36 640 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022, иск был удовлетворен частично, с ОАО "РЖД" в пользу Минобороны России было взыскано 35 500 руб. пени за просрочку доставки груза и 9 680 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части иска было отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации, которое полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
ОАО "РЖД" представило письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором выразило несогласие с доводами ее подателя, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители сторон поддержали свои позиции по делу, возражая против доводов другой стороны, изложенных соответственно в кассационной жалобе и письменном отзыве на нее.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.12.2020 между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ОАО "РЖД" (исполнитель) был заключен государственный контракт N 257/6/11296/4181427 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок (далее - услуги) для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении (далее - контракт).
Согласно пункту 2.2 заключенного сторонами контракта исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с пунктом 11.2 контракта N 257/6/11296/4181427 от 10.12.2020 срок оказания услуг - с 21.09.2020 по 31.12.2021 включительно.
Как указал истец, услуги по доставке грузов были оказаны исполнителем с просрочкой, что подтверждают дорожные ведомости.
Согласно пункту 7.3 контракта N 257/6/11296/4181427 от 10.12.2020 в случае просрочки исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность, предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 97 Федерального закона N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2013 за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового, вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
Таким образом, расчет штрафных санкций складывается из следующих показателей: размер платы за перевозку грузов х срок просрочки (сут.) x 6%.
Размер штрафных санкций за услуги по доставке грузов оказанных исполнителем с просрочкой, по мнению истца, составляет 1 153 518,47 руб.
В соответствии со статьей 100 Федерального закона N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Расчет суммы штрафа складывается из следующих показателей: размер штрафа (0,2 МРОТ) x количество вагонов х часы задержки подачи вагонов.
Размер штрафных санкций за услуги по подаче и уборке вагонов под погрузку и выгрузку на станции Калининградской железной дороги оказанных исполнителем с просрочкой, по мнению истца, составляет 36 640 руб.
Таким образом, как указывает истец, общая сумма штрафных санкций составляет 1 190 158,48 руб.
Поскольку претензия N 207/8/3140 от 23.09.2021 была оставлена ответчиком без удовлетворения, Минобороны России обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования частично, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 333, 784, пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 10, 97 Федерального закона N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003, Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (тарифное руководство N 1, части 1 и 2), исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что по железнодорожным накладным N Х241323, N Х101591, N Х187585, N Х216621, N Х256500 и N Х518134 истцом неверно рассчитана сумма пени в связи с включением в состав платы за привлечение подвижного состава и компенсации за условный порожний пробег, применив нормы статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что ответчиком не оспаривается сумма штрафа, удовлетворили исковые требования в размере 35 500 руб. пени и 9 680 руб. штрафа.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами были установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Заявленные в кассационной жалобе доводы, в том числе о неверном расчете подлежащих удовлетворению требований, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу N А40-271281/21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
Ж.П. Борсова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные истцом требования частично, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 333, 784, пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 10, 97 Федерального закона N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003, Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (тарифное руководство N 1, части 1 и 2), исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что по железнодорожным накладным N Х241323, N Х101591, N Х187585, N Х216621, N Х256500 и N Х518134 истцом неверно рассчитана сумма пени в связи с включением в состав платы за привлечение подвижного состава и компенсации за условный порожний пробег, применив нормы статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что ответчиком не оспаривается сумма штрафа, удовлетворили исковые требования в размере 35 500 руб. пени и 9 680 руб. штрафа."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 октября 2022 г. N Ф05-22976/22 по делу N А40-271281/2021