Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2022 г. N Ф05-22091/22 по делу N А40-285663/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Довод ответчика, что срок доставки подлежит увеличению в связи с перевозкой опасного груза подлежит отклонению, поскольку пункт 24 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении содержит закрытый и не подлежащий расширительному толкованию перечень оснований для увеличения срока доставки груза, при этом СМГС не предусмотрено увеличение срока доставки на одни сутки при перевозке опасных грузов и порожних вагонов из под опасных грузов.

Кроме того, в спорной накладной в графе 32 отсутствуют отметки об удлинении срока доставки.

Также отклоняя довод ответчика о необходимости исходить из значения общего срока перевозки груза, суды указали, что данный довод основан на неверном толковании § 2 статьи 45 СМГС, так как размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки. Таким образом, международный договор разграничивает ответственность перевозчиков, прямо указывая, что неустойка определяется отдельно по каждому перевозчику, исходя из его провозной платы, а расчет пени производится, исходя из общего срока доставки груза каждого конкретного перевозчика и допущенной именно им просрочки. Применение же подхода, предлагаемого ответчиком, в случае, когда просрочка доставки груза допущена не одним перевозчиком, как в рассматриваемом споре, а несколькими, приводит к необоснованному увеличению ответственности всех перевозчиков.

Доводы кассационной жалобы о неправомерном удовлетворении требований без учета применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат отклонению ввиду следующего.

Из системного толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что снижение размера неустойки является правом суда при условии обоснованности заявления о несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства.

...

Представленный истцом расчет неустойки был проверен судом первой инстанции и признан верным, оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом установлено не было."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2022 г. N Ф05-22091/22 по делу N А40-285663/2021