г. Москва |
|
4 октября 2022 г. |
Дело N А40-262907/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Красновой С.В., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Ростелеком": не явилось, извещено
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: не явилось, извещено
от третьих лиц: Департамент городского имущества города Москвы, акционерное общество "УКС И коммуникаций, сооружений и дорог", Общество с ограниченной ответственностью "Элгад", Общество с ограниченной ответственностью "Компания Связьэнергомонтаж МО": не явились, извещены
при рассмотрении 29 сентября 2022 года в судебном заседании кассационной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица)
на решение от 24 марта 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
постановление от 28 июня 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению Публичного акционерного общества "Ростелеком"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об оспаривании решения,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, акционерное общество "УКС И коммуникаций, сооружений и дорог", Общество с ограниченной ответственностью "Элгад", Общество с ограниченной ответственностью "Компания Связьэнергомонтаж МО",
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее также - ПАО "Ростелеком", Общество) в лице Межрегионального филиала "Центр" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества - телефонная канализация протяженностью 2682 метра, оформленного уведомлением N КУВД-001/2021-1821145/5 от 26.10.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, акционерное общество "УКС И коммуникаций, сооружений и дорог", Общество с ограниченной ответственностью "Элгад", Общество с ограниченной ответственностью "Компания Связьэнергомонтаж МО".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы Управление ссылается на нарушение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывает, что технический план подготовлен с нарушением пунктов 20, 21, 26, 27, 43, 57 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования, утвержденные Приказом от 18.12.2015 N 953); сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости в техническом плане в электронной форме не подтверждаются сведениями, предусмотренными в части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
От ПАО "Ростелеком" поступили заявление о рассмотрении в его отсутствие и отзыв на кассационную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Управления к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства заявитель и Управление явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Управление с заявлением о кадастровом учете и регистрации прав с приложением необходимого пакета документов, подтверждающих правомерность строительства, фактическое наличие телефонной канализации по указанному адресу и ввод объекта связи в эксплуатацию.
26.10.2021 Управлением принято решение об отказе в осуществлении государственного учета и государственной регистрации прав на телефонную канализацию, изложенное в уведомлении N КУВД-001/2021-1821145/5.
Полагая, что отказ Управления нарушает законные права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно части 1 статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закон о государственной регистрации недвижимости предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, установив, что линейно-кабельные сооружения связи, принадлежащие на праве собственности ПАО "Ростелеком", располагались на месте проведения строительных работ по реконструкции Варшавского шоссе, в связи с чем подлежали выносу из зоны застройки, в соответствии с пунктом 1.8 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется"; АО "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог", ООО "Элгад" и ООО "Компания Связьэнергомонтаж МО" проведены работы по переносу линейно-кабельных сооружений ПАО "Ростелеком" из зоны реконструкции автомобильной дороги, а по итогам окончания строительных работ в феврале 2018 года построен объект недвижимости в виде телефонной канализации общей протяженностью 2682 м, квалифицирующийся в соответствии со статьей 133.1 ГК РФ как единый недвижимый комплекс, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суды отметили, что для возведения принадлежащего Обществу объекта недвижимости не требовалось получение разрешения на строительство, а для его строительства не требовалось предоставление земельного участка; оценив технический план, представленный заявителем в регистрирующий орган, суды пришли к выводу о том, что по форме и содержанию он соответствует Требованиям, утвержденным Приказом от 18.12.2015 N 953, в связи с чем признали уведомление регистрирующего органа незаконным.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 АПК РФ и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, повторяют доводы, приводимые Управлением при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы Управления основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 АПК РФ).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 АПК РФ является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Общества с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 278 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2022 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года по делу N А40-262907/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, установив, что линейно-кабельные сооружения связи, принадлежащие на праве собственности ПАО "Ростелеком", располагались на месте проведения строительных работ по реконструкции Варшавского шоссе, в связи с чем подлежали выносу из зоны застройки, в соответствии с пунктом 1.8 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется"; АО "УКС инженерных коммуникаций, сооружений и дорог", ООО "Элгад" и ООО "Компания Связьэнергомонтаж МО" проведены работы по переносу линейно-кабельных сооружений ПАО "Ростелеком" из зоны реконструкции автомобильной дороги, а по итогам окончания строительных работ в феврале 2018 года построен объект недвижимости в виде телефонной канализации общей протяженностью 2682 м, квалифицирующийся в соответствии со статьей 133.1 ГК РФ как единый недвижимый комплекс, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суды отметили, что для возведения принадлежащего Обществу объекта недвижимости не требовалось получение разрешения на строительство, а для его строительства не требовалось предоставление земельного участка; оценив технический план, представленный заявителем в регистрирующий орган, суды пришли к выводу о том, что по форме и содержанию он соответствует Требованиям, утвержденным Приказом от 18.12.2015 N 953, в связи с чем признали уведомление регистрирующего органа незаконным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2022 г. N Ф05-24820/22 по делу N А40-262907/2021