город Москва |
|
05 октября 2022 г. |
Дело N А40-15280/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Хораськина И.В., доверенность от 17.11.2020;
от заинтересованного лица: Парнас О.В., доверенность от 11.01.2022;
рассмотрев 28 сентября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ПАО "ВымпелКом"
на решение от 08 апреля 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 14 июня 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-15280/22
по заявлению ПАО "ВымпелКом"
об оспаривании постановления
к ФАС России,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ВымпелКом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным и отмене постановления от 11.01.2022 по делу N 22/04/19.8-67/2021 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50.000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "ВымпелКом" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемым постановлением ФАС России от 11.01.2022 по делу N 22/04/19.8-67/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Суды указали, что применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела обществу вменяется непредставление сведений, истребованных антимонопольным органом по запросам.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.
Частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган (должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые ему в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
Суды правомерно отметили, что статья 25 Закона о защите конкуренции не обязывает антимонопольный орган детально раскрывать в запросе цели и обстоятельства, возникшие при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. Мотивирование требования антимонопольного органа не означает, что перед лицом, которому направлен соответствующий запрос, должна быть раскрыта полная информация о существе дела, целях и задачах истребования документов. Объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета запроса и иных существенных обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с осуществлением контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении государственных и муниципальных закупок горюче-смазочных материалов, направила в адрес общества запрос от 22.04.2021 N АЦ/32868/21, в соответствии с которым обществу надлежало в течение пяти рабочих дней с даты его получения предоставить следующую информацию:
1) о физическом местоположении оборудования, использованного хозяйствующими субъектами для выхода в сеть "Интернет" на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru, конечные IP-адреса: 94.79.10.101/94.79.10.84/94.79.10.85/94.79.10.86), с приложением пояснений и подтверждающих документов в соответствии с таблицей;
2) о физическом местоположении оборудования, использованного хозяйствующим субъектом для выхода в сеть "Интернет" на электронной торговой площадке АО "ТЭК-Торг" (https://www.tektorg.ru, конечные IP-адреса: 185.203.72.235/185.9.231.98), с приложением пояснений и подтверждающих документов, в соответствии с таблицей;
3) о физическом местоположении оборудования, использованного хозяйствующим субъектом для выхода в сеть "Интернет" на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" (https://www.sberbank-ast.ru, конечные IP-адреса: 193.104.207.65/193.104.207.121), с приложением пояснений и подтверждающих документов, в соответствии с таблицей;
4) о лицах, которым оказывались услуги предоставления доступа в сеть "Интернет" по указанным в пунктах 1 - 3 запроса IP-адресам (с приложением договоров оказания интернет-услуг и всех дополнительных соглашений).
Запрос ФАС России N 1 направлен обществу по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и получен им 26.04.2021, что подтверждается сведениями, размещенными на сайте АО "Почта России" (почтовый идентификатор - 12571958030906).
Письмом от 17.05.2021 (от 17.05.2021 вх. N 80650-ЭП/21) общество направило в ФАС России ходатайство о продлении срока предоставления информации.
Письмом ФАС России от 20.05.2021 N 22/40629/21 срок предоставления информации продлен до 21.05.2021.
Общество письмом от 21.05.2021 (от 24.05.2021 вх. N 84484-ЭП/21) не представило в ФАС России запрашиваемую информации с указанием на следующие обстоятельства.
Указанные в запросе ФАС России IP-адреса являются динамическими и в определенное время могут автоматически присваиваться одновременно нескольким пользователям. Учитывая данный факт, с целью корректной выгрузки информации о пользователях динамических IP-адресов необходимо представить следующие сведения:
1) время начала и окончания соединения/сессии (с точностью до секунды) с указанием на часовой пояс, согласно которому установлено время соединения;
2) IP-адрес и порт рабочей станции, с которой осуществлялось соединение;
3) IP-адрес и адрес интернет-сайта, с которым осуществлялось соединение.
При отсутствии информации по одному из указанных параметров общество указало, что не гарантирует возможности получения информации о пользователях динамических IP-адресов. Кроме того, указанное в запросе ФАС России время может быть не синхронизировано со временем, зафиксированным аппаратурой общества, что, в свою очередь, может служить препятствием для выгрузки запрашиваемой информации.
Учитывая изложенное, ФАС России направлен запрос от 21.05.2021 N 22/40835/21 в адрес электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" о времени начала и окончания соединения/сессии (с точностью до секунды) с указанием часового пояса, согласно которому установлено время соединения/сессии, при использовании IP-адресов участниками закупочных процедур на сайте www.etp.roseltorg.ru в соответствии с таблицей от 21.05.2021.
На указанный запрос ФАС России АО "ЕЭТП" письмом от 26.05.2021 N 3954-Д/21 (от 26.05.2021 вх. N 86948-ЭП/21) запрошенная информация представлена с указанием даты и времени совершения действий участниками закупочных процедур.
С учетом информации, представленной АО "ЕЭТП", ФАС России направила в адрес общества запрос от 11.06.2021 N АЦ/47927/21, в соответствии с которым обществу надлежало в течение пяти рабочих дней с даты его получения предоставить следующую информацию:
1) о физическом местоположении оборудования, использованного хозяйствующими субъектами для выхода в сеть "Интернет" на электронной торговой площадке АО "ЕЭТП" (etp.roseltorg.ru, конечные IP-адреса: 94.79.10.101/94.79.10.84/94.79.10.85/94.79.10.86; com.roseltorg.ru, конечные IP-адреса: 87.245.139.158, 87.245.139.157), с приложением пояснений и подтверждающих документов, в соответствии с приложением N 1;
2) о лицах, которым оказывались услуги предоставления доступа в сеть "Интернет" по указанным в приложении N 1 IP-адресам (с приложением договоров оказания интернет-услуг и всех дополнительных соглашений).
Данный запрос ФАС России направлен обществу по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и получен им 21.06.2021, что подтверждается сведениями, размещенными на сайте АО "Почта России" (почтовый идентификатор - 12571959074503).
Письмом от 28.06.2021 (от 29.06.2021 вх. N 106874-ЭП/21) обществом направлено ходатайство о продлении срока представления информации до 13.07.2021.
Письмом ФАС России от 01.07.2021 N 22/54195/21 срок представления информации продлен до 13.07.2021.
На запрос ФАС России обществом письмом от 13.07.2021 (от 13.07.2021 вх. N 117265-ЭП-ДСП/21) запрашиваемая информация не представлена с указанием следующих обстоятельств.
Лица, которым оказывались услуги доступа к сети "Интернет", в соответствии с параметрами и данными, указанными в приложении N 1 запроса ФАС России, не установлены. Данный факт может свидетельствовать о том, что дата и время, указанные в приложении N 1 запроса, не являются датой и временем периода начала и окончания интернет-сессии с выделением соответствующего IP-адреса.
В связи с вышеуказанным, для корректной выгрузки информации о пользователях динамических IP-адресов необходимо представить следующие данные:
- время начала и окончания соединения/сессии (с точностью до секунды) с указанием на часовой пояс, согласно которому установлено время соединения;
- IP-адрес и порт рабочей станции, с которой осуществлялось соединение;
- IP-адрес и адрес интернет-сайта, с которым осуществлялось соединение.
В дополнение к ответу на запрос ФАС России от 21.05.2021 АО "ЕЭТП" (от 09.07.2021 вх. N 115117/21) представлена дополнительная (уточняющая) информация с указанием даты и времени начала и окончания интернет-сессии при использовании IP-адресов, которая соответствует сведениям, необходимым для установления пользователей и содержащихся в ранее направленных ответах общества.
С учетом дополнительной информации, представленной АО "ЕЭТП", ФАС России в адрес общества направлен запрос от 13.07.2021 N 22/58141/21, в соответствии с которым обществу надлежало в течение трех рабочих дней с даты его получения предоставить следующую информацию:
1) о физическом местоположении оборудования, использованного хозяйствующими субъектами для выхода в сеть "Интернет" на электронной торговой площадке АО "ЕЭТП" (etp.roseltorg.ru), с приложением пояснений и подтверждающих документов, в соответствии с приложением N 1 по следующим IP-адресам: 85.249.170.211-85.249.170.211; 109.197.204.136-109.197.204.136; 109.197.204.288-109.197.204.288.
2) о лицах, которым оказывались услуги предоставления доступа в сеть "Интернет" по указанным в приложении N 1 IP-адресам (с приложением договоров оказания интернет-услуг и всех дополнительных соглашений).
Запрос ФАС России направлен обществу по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и получен им 19.07.2021, что подтверждается сведениями, расположенными на сайте АО "Почта России" (почтовый идентификатор - 12599360468896).
Письмом от 21.07.2021 (от 22.07.2021 вх. N 123375-ЭП/21) общество направило ходатайство о продлении срока представления информации до 05.08.2021.
Письмом ФАС России от 26.07.2021 N 22/62174/21 срок представления информации продлен до 05.08.2021.
На запрос ФАС России обществом письмом от 04.08.2021 (от 04.08.2021 вх. N 131341-ЭП-ДСП/21) запрашиваемая информация не представлена с указанием обстоятельств, аналогичных в предыдущих ответах.
Так, по мнению общества, сведения о дате и времени, указанные в приложении N 1 запроса, не являются датой и временем периода начала и окончания интернет-сессии с выделением соответствующего IP-адреса.
В связи с вышеуказанным, для корректной выгрузки информации о пользователях динамических IP-адресов необходимо представить следующие данные:
- время начала и окончания соединения/сессии (с точностью до секунды) с указанием на часовой пояс, согласно которому установлено время соединения;
- IP-адрес и порт рабочей станции, с которой осуществлялось соединение;
- IP-адрес и адрес интернет-сайта, с которым осуществлялось соединение.
При отсутствии информации по одному из указанных параметров общество указало, что не гарантирует возможности получения информации о пользователях динамических IP-адресов, а также сообщило, что указанное в запросе ФАС России время может быть не синхронизировано со временем, зафиксированным аппаратурой общества, что, в свою очередь, может служить препятствием для выгрузки запрашиваемой информации.
При этом сведения, на необходимость представления которых указывало общество в своих ответах на запросы ФАС России от 22.04.2021 N АЦ/32868/21 и от 11.06.2021 N АЦ/47927/21, направлены ФАС России в составе запроса от 13.07.2021 N 22/58141/21 на основании информации, полученной ФАС России от АО "ЕЭТП" письмами от 26.05.2021 N 3954-Д/21 (от 26.05.2021 вх. N 86948-ЭП/21) и от 09.07.2021 (от 09.07.2021 вх. N 115117/21).
Таким образом, суды установили, что общество не представило информацию (сведения), указанную в запросе от 13.07.2021 N 22/58141/21.
Суды обоснованно отметили, что факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 13.09.2021 по делу N 22/04/19.8-67/2021 и иными материалами дела.
Непредставление в антимонопольный орган сведений и информации, а равно и несвоевременное представление информации, необходимой ему для проведения соответствующей работы по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, как обоснованно указали суды, наносит существенный урон охраняемым общественным отношениям в сфере антимонопольного регулирования и препятствует своевременному рассмотрению дела.
Суды обоснованно заключили, что правовые основания для непредставления информации по запросу антимонопольного органа у общества отсутствовали.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что общество, не представив в антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок сведения и материалы, нарушило требования, закрепленные частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.
Суды правомерно заключили, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, с учетом положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению данного требования.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Порядок привлечения общества к административной ответственности антимонопольным органом не нарушен.
Довод общества об отсутствии законодательно закрепленной необходимости накопления и хранения указанной информации обществом, которая указана ФАС России в приложении N 1 к запросу от 13.07.2021 N 22/58141/21, об "успешной авторизации пользователей", правомерно отклонен судами, поскольку операторы связи, в силу положений Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", обязаны хранить всю информацию о фактах приема и передачи пакетов информации в сети "Интернет", соответственно, и данные об "успешной авторизации пользователей" также должны накапливаться обществом.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом требований законодательства, судами не установлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ФАС России доказала, что у общества имелась техническая возможность для предоставления информации, которая запрашивалась ФАС России, в связи с чем отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 апреля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2022 года по делу N А40-15280/22 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "ВымпелКом" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно заключили, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, с учетом положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению данного требования.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
...
Довод общества об отсутствии законодательно закрепленной необходимости накопления и хранения указанной информации обществом, которая указана ФАС России в приложении N 1 к запросу от 13.07.2021 N 22/58141/21, об "успешной авторизации пользователей", правомерно отклонен судами, поскольку операторы связи, в силу положений Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", обязаны хранить всю информацию о фактах приема и передачи пакетов информации в сети "Интернет", соответственно, и данные об "успешной авторизации пользователей" также должны накапливаться обществом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2022 г. N Ф05-23439/22 по делу N А40-15280/2022