город Москва |
|
06 октября 2022 г. |
Дело N А41-92730/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шанькина Е.С., доверенность от 22.11.2021;
от заинтересованного лица: Сафонов Д.В., доверенность от 11.03.2022;
рассмотрев 29 сентября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Каширский РО"
на решение от 21 апреля 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 24 июня 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-92730/21
по заявлению ООО "Каширский РО"
об оспаривании предписания
к ГУСТ Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каширский РО" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ГУСТ Московской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене предписания от 17.11.2021 N 20/628/239ЭВ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Каширский РО" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 28.10.2021, 29.10.2021 и 30.10.2021 должностным лицом Управления в ходе систематического наблюдения за состоянием и содержанием объектов расположенных на территории Московской области по адресу: Московская область, г.о. Луховицы, с. Матыра, ул. Запрудная (на плотине) контейнерная площадка выявлено ненадлежащее содержание контейнерной площадки, выразившееся в переполненном состоянии контейнеров для сбора ТКО и наличии отходов на контейнерной площадке.
На площадке имеется пять металлических контейнеров серого цвета, один поврежденный контейнер синего цвета для сбора РСО, четыре контейнера для сбора смешанных отходов повреждении (сломаны колеса) один контейнер перевернут вверх дном, один лежит на боку, рядом с ним вывалившиеся отходы (пакеты с отходами, бутылки, полиэтилен и тому подобное). Три контейнера для смешанных отходов и контейнер для РСО переполнены отходами, вокруг них размещены отходы, объемом 2,5-3 куб.м (пакеты с отходами, бумага, бутылки, картон, коробки и тому подобное).
На прилегающей территории скопление отходов, в том числе крупногабаритных (картонные коробки, мешки с отходами, старая оконная рама и тому подобное), объемом 10-12 куб.м. Размещение отходов на контейнерной площадке стало следствием неисполнения обязанности обществом по своевременному вывозу отходов и неразмещению на контейнерной площадке необходимого количества исправных контейнеров.
По результатам проверки составлен акт осмотра территории (объекта) от 30.10.2021 N 20/628/239ЭВ.
17.11.2021 Управлением в отношении общества вынесено предписание N 20/628/239ЭВЭ об устранении выявленных нарушений в срок до 30.11.2021.
Данным предписание на общество возложена обязанность убрать отходы, установить бункер для складирования КГО и исправные контейнеры для ТКО и РСО.
Общество, не согласившись с указанным предписанием в части обязания установить бункер для КГО, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Частью 1 статьи 1 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" (далее - Закон N 191/2014-ОЗ) установлены единые требования к правилам благоустройства территории муниципального образования Московской области, в том числе требования к регулированию вопросов создания, содержания, развития объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, содержания зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определения перечня работ по благоустройству (включая освещение, озеленение, уборку и содержание территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом, порядка участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательного к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требований к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
Согласно статье 4 Закона N 191/2014-ОЗ, контейнерная площадка - специально оборудованная площадка для сбора и временного хранения мусора с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690.88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, установлено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Судами также установлено, что 28.04.2018 между Министерством экологии и природопользования Московской области и обществом по результатам проведенного конкурсного отбора заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Каширской зоне Регионального оператора, в соответствии с которым общество наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами сроком на 10 лет.
В соответствии с пунктом 5.1.1 указанного соглашения региональный оператор обязан провести обследование территории, входящей в зону деятельности регионального оператора и представить в течение 4 месяцев с даты вступления в силу соглашения организатору конкурсного отбора на согласование подписанный и заверенный печатью регионального оператора график сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, отражающий, в том числе информацию о существующих местах (площадках) накопления, объектах обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, сроки размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункту 5.1.12 указанного соглашения региональный оператор обязан соблюдать график сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов, к которым относятся и крупногабаритные отходы, из мест (площадок) накопления.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Суды указали, что в правилах обращения с твердыми коммунальными отходами определено, что крупногабаритные отходы - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другие), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Соответственно, как правомерно указали суды, с учетом положений действующего законодательства к твердым коммунальным отходам могут относиться не только твердые бытовые отходы, но крупногабаритный мусор, образующийся в результате жизнедеятельности собственников помещений многоквартирного дома.
В свою очередь, как обоснованно отметили суды, под строительным мусором понимают отходы, образующиеся в результате строительства, текущего и капитального ремонта зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что факт того, что общество обязано размещать контейнеры и бункера, также подтверждается протоколами заседаний Штаба по организации работы Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа Луховицы Московской области, на которых отмечалось отсутствие бункеров на контейнерных площадках и проблема с наличием бункеров у общества.
Судами установлено, что постановлением Администрации городского округа Луховицы Московской области от 28.09.2021 N 2013 "О внесении изменений в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа Луховицы Московской области" утвержден реестр и схема накопления мест (площадок) накопления ТКО на территории г.о. Луховицы.
В соответствии с данным реестром на контейнерной площадке должно быть размещено 4 контейнера, объемом 0,8 куб.м, для смешанных отходов, 1 контейнер синего цвета для сухих отходов.
Между ООО "ЛУК ЖКХ" и обществом 17.10.2018 заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 3 которого складирование крупногабаритных отходов осуществляется в бункеры, расположенные на контейнерных/бункерных площадках. В тариф на вывоз ТКО с вышеуказанной контейнерной площадки также входит вывоз крупногабаритных отходов.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество обязано разместить на данной контейнерной площадке пять контейнеров для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов и один бункер.
Довод общества о том, что бункеры расположены по иному адресу (с. Матыра, ул. Школьная д. 10), обоснованно отклонен судами, как противоречащий материалам дела и представленным доказательствам, а также поскольку связан с неверной трактовкой обществом норм права.
Довод общества о том, что обязанность по приобретению дополнительных контейнеров и бункеров на сумму, превышающую 1% НВВ, не может быть возложена на регионального оператора в соответствии с действующим законодательством, обоснованно отклонен судами, поскольку согласно пункту 5.1.14 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне регионального оператора от 28.04.2018 именно региональный оператор обязан размещать и использовать для накопления твердых коммунальных отходов контейнеры и бункеры, соответствующие требованиям порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденного министерством, и требованиям действующего законодательства.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что в соответствии с указанным соглашением от 28.04.2018 общество обязано соблюдать требования как к установке контейнеров, их количеству и предназначению, и к срокам и порядку вывоза твердых коммунальных отходов.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2022 года по делу N А41-92730/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Каширский РО" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.