г. Москва |
|
7 октября 2022 г. |
Дело N А40-105811/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы: Белова А.А. по дов. от 13.01.2021 (онлайн),
от ООО "Олимп": Кондрашов Р.Е. по дов. от 28.02.2020,
от Правительства Москвы: Белова А.А. по дов. от 09.08.2022 (онлайн),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 по делу N А40-105811/2020
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к ООО "Олимп"
об изъятии имущества,
третье лицо: Правительство Москвы
по встречному иску об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - общество) обратилось в Арбитражного суда города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) об урегулирования разногласий, возникших между истцом и ответчиком при заключении соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2020 в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А40-144974/20 по иску Департамента городского имущества города Москвы к ООО "Олимп" об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы, объединено с настоящим делом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано, встречные требования удовлетворены. Сумма возмещения определена в размере 22 012 341 руб., установлены условия возмещения.
Не согласившись с судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы доводы и требования кассационной жалобы поддержал, представитель истца против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Отводов составу суда не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Малая Тульская, д. 2/1, корп. 19, включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве.
Истец является собственником следующих объектов недвижимого имущества: нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:5522, площадью 71,2 кв. м, расположенного по адресу: ул. Малая Тульская, д. 2/1, корп. 19, нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:5525, площадью 71,8 кв. м, расположенного по адресу: ул. Малая Тульская, д. 2/1, корп. 19. Объекты недвижимости обременены залогом в силу закона.
Ответчиком издано распоряжение от 14.10.2019 N 40715 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилые помещения, принадлежащие правообладателю.
В соответствии с отчетом об оценке от 08.11.2019 N П449-19, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", определена величина убытков, причиненных обладателю прав на изымаемое недвижимое имущество.
Сумма денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество составила 11 036 000 руб. и включает в себя рыночную стоимость изымаемого объекта недвижимости, а также иные убытки и расходы, причиненные правообладателю в связи с изъятием.
В соответствии с требованиями статей 56.8 и 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в адрес организации письмами за исходящим от 16.01.2020 N N ДГИ-И-1963/20, ДГИ-И-1961/20 направлен проект соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.
Поскольку в установленный законом срок соглашение сторонами не заключено, Департамент обратился в суд с требованием об изъятии предмета имущества для государственных нужд, установлении условий возмещения.
Общество не согласилось со стоимостью изымаемого имущества, в связи с чем также предъявило требование об урегулировании разногласий по цене изымаемого объекта.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по настоящему делу назначена судебная экспертиза.
Из представленного в материалы дела экспертного заключения N А-03/04/2021/ЭЗ следует, что рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:5522, общей площадью 71,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Тульская, д. 2/1, стр. 19, по состоянию на 16.04.2021 составляет: 7 657 000 руб., итоговая рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:5525, общей площадью 71,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Тульская, д. 2/1, стр. 19, составляет 6 287 000 руб., величина упущенной выгоды, связанная с изъятием для государственных нужд города Москвы нежилых помещений с кадастровыми номерами: 77:05:0001012:5522, общей площадью 71,2 кв. м и 77:05:0001012:5525 общей площадью 71,8 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Малая Тульская, д. 2/1, корп. 19, по состоянию на 16.04.2021 составляет 453 180 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2021 по настоящему делу назначена повторная судебная строительно-техническая экспертиза.
Из представленного в материалы дела экспертного заключения N 107-ОЭ от 11.04.2022 следует, что размер возмещения за изымаемые для государственных нужд города Мосты нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Малая Тульская, д. 2/1, корп. 19, с кадастровыми номерами: - 77:05:0001012:5522, площадью 71,2 кв. м, - 77:05:0001012:5525, площадью 71,8 кв. м, включая рыночную стоимость, а также размер убытков, включая упущенную выгоду, причиненных изъятием нежилых помещений, на дату проведения оценки 28.02.2022, составляет: 22 012 341 руб.: в том числе: рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:5522, общей площадью 71,2 кв., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Тульская, д. 2/1, корп. 19, по состоянию на 28.02.2022, составляет: 9 955 390 руб., рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:5525, общей площадью 71,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Тульская, д. 2/1, корп. 19, по состоянию на 28.02.2022, составляет: 10 039 284 руб., размер упущенной выгоды, возникающей у истца в период нарушенного производства в результате изъятия нежилых помещений с кадастровыми номерами - 77:05:0001012:5522 и 77:05:0001012:5525 по состоянию на 28.02.2022, составляет: 682 000 руб., размер прочих убытков, возникающих у истца в период нарушенного производства в результате изъятия нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0001012:5522 и 77:05:0001012:5525, по состоянию на 28.02.2022, составляет 1 335 667 руб.
При рассмотрении спора суд первой инстанции исходил из того, что сумма возмещения за изымаемое нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0001012:5522, площадью 71,2 кв. м, расположенное по адресу: ул. Малая Тульская, д. 2/1, корп. 19; нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0001012:5525, площадью 71,8 кв. м, расположенное по адресу: ул. Малая Тульская, д. 2/1, корп. 19, подлежит установлению в соответствии с экспертным заключением N 107-ОЭ от 11.04.2022, выполненным ООО "Лаборатория судебных экспертиз", в размере 22 012 341 руб.
Доводы Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы о том, что экспертное заключение является ненадлежащим доказательством, судом не приняты, поскольку не имелось сомнений в обоснованности результатов экспертизы или наличия противоречий в выводах экспертов.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 по делу N А40-105811/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья С.В. Краснова
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответчиком издано распоряжение от 14.10.2019 N 40715 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилые помещения, принадлежащие правообладателю.
...
В соответствии с требованиями статей 56.8 и 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в адрес организации письмами за исходящим от 16.01.2020 N N ДГИ-И-1963/20, ДГИ-И-1961/20 направлен проект соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 октября 2022 г. N Ф05-25621/22 по делу N А40-105811/2020