г. Москва |
|
6 октября 2022 г. |
Дело N А40-200550/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области: Лукичева В.М. по доверенности от 01.02.2022, паспорту, Прокофьева Ю.Ю. по доверенности от 01.02.2022, паспорту;
от общества с ограниченной ответственностью "Медико-хирургический центр на Пресне": Рогова О.Л. по доверенности от 23.12.2021, паспорту;
рассмотрев 29.09.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области
на решение от 05 марта 2022 года Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 26 мая 2022 года Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-200550/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медико-хирургический центр на Пресне"
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области
об оспаривании акта проверки, предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медико-хирургический центр на Пресне" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области (далее - территориальный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене акта проверки N 529/21 от 15.07.2021 и предписания N 529/21 от 15.07.2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022, требования общества удовлетворены в части признания недействительным предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области от 15.07.2021 N 529/1, в части признания незаконным и отмене акта проверки N 529/21 от 15.07.2021 производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе территориальный орган просит отменить данные судебные акты в части удовлетворения требования общества, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель территориального органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Арбитражные суды установили, что на основании приказа Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области от 17.06.2021 г. N 529/21 (далее - Приказ) главным государственным инспектором отдела контроля реализации государственных программ в сфере здравоохранения и льготного лекарственного обеспечения проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью "Медико-Хирургический Центр на Пресне", расположенного по адресу: 123995, г. Москва, ул.1905 года, д.7, стр.1.
В ходе внеплановой документарной проверки административным органом установлен ряд нарушений, составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 529/21 от 15 июля 2021 г. (далее - Акт) и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 15.07.2021 N 529/21, которым обществу до 15 октября 2021 г. предписано устранить нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, а именно:
1. Устранить нарушение пп. "д" п.4. положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291;
2. Устранить нарушение п 1. приказа Минздрава России от 07.11.201 N 653н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при дегенеративных заболеваниях позвоночника и спинного мозга";
3. Устранить нарушение п.20 приказа Минздрава России от 15.11.2021 N 931н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "Нейрохирургия";
4. Устранить нарушение пп "а" п.5 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291;
5. Устранить нарушение п. 2.4. ст. 10 Федерального закона от 21.11.2021 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием и актом, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования в части признания недействительным предписания, суды исходили из следующего.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), действующего в юридически значимый период, обязательно наличие у заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, среднего, высшего, послевузовское и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Судами установлено, что ООО "МХЦ на Пресне" по запросу контролирующего органа представило последнему документы об образовании врачей-специалистов, оказывавших медицинскую помощь пациенту.
С учетом представленных 02.07.2021 документов суды исходили из того, что по состоянию на апрель месяц 2017 года (на момент осуществления приема пациента) врач-терапевт Воробьева В.В. имела действительный сертификат специалиста А N 1105012 от 14.02.2013, подтверждающий право осуществлять медицинскую деятельность по направлению "Терапия".
В соответствии с п. 62 Регламента юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в Росздравнадзор (территориальные органы) пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия содержащихся в документах сведений, вправе представить дополнительно в Росздравнадзор (территориальные органы) документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
С учетом представленных документов суды отклонили довод территориального органа об отсутствии у врача-терапевта Воробьёвой В.В. необходимого сертификата специалиста по направлению "Терапия" при оказании услуг в 2017 году.
Однако, суд кассационной инстанции отмечает, что согласно статье 79 Федерального закона N 323-ФЗ, медицинские организации обязаны вести медицинскую документацию в установленном порядке. Полномочия по утверждению порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья уницифицированных форм медицинской организации закреплены статьей 14 Федерального закона N 323-ФЗ.
Таким образом, указание в предписании обществу на устранение нарушений, выраженных в несоответствии ведения документации требованиям законодательства, не противоречит положениям законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2021 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323) Министерством здравоохранения Российской Федерации приказом от 7 ноября 2012 г. N 653н утвержден Стандарт специализированной медицинской помощи при дегенеративных заболеваниях позвоночника и спинного мозга.
Суды установили, что согласно пункту 1 Стандарта специализированной медицинской помощи при дегенеративных заболеваниях позвоночника и спинного мозга, медицинскими мероприятиями для диагностики заболевания, состояния являются, в том числе лабораторное исследование Д-димера, которое как указано судами, проведено пациенту не было.
Суды указали, что как следует из акта проверки, а также не отрицается самим обществом, им 17.05.2017 в нарушение требований пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) в отсутствие соответствующей лицензии пациенту оказана медицинская услуга по профилю "Нейрохирургия" в стационарных условиях.
Как установлено Стандартом специализированной медицинской помощи при дегенеративных заболеваниях позвоночника и спинного мозга, медицинская помощь по диагнозу, установленному конкретному пациенту, а именно, как установлено судами, в данном случае "Поражение межпозвоночных дисков шейного отдела" (Код МКБ: М50), оказывается в условиях стационара.
Судами установлено, что на момент оказания обществом медицинской помощи по приведенному выше диагнозу лицензия у общества на оказание помощи в стационарных условиях отсутствовала.
Федеральный закон N 323-ФЗ устанавливает, что контроль в сфере охраны здоровья включает в себя среди прочего контроль качества и безопасности медицинской деятельности (ст. 85). Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности наделяет Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) определенной компетенцией при проведении контроля в сфере охраны здоровья.
В частности, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны здоровья, в случае выявления нарушений законодательства в сфере охраны здоровья выдают обязательные для исполнения предписания (п. 2 ст. 86 Федерального закона N 323-ФЗ).
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в оспариваемом предписании отсутствуют указания на совершение ООО "МХЦ на Пресне" каких-либо конкретных действий по устранению нарушений законодательства в сфере охраны здоровья граждан, предписание содержит общие формулировки и не содержит конкретных мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений по событиям, имевшим место более 4-х лет назад до проведения проверки.
Статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон 294-ФЗ) предусмотрена обязанность выдачи предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
Исходя из положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, статьи 18, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в данном случае, с учетом осуществляемой обществом деятельности в сфере охраны здоровья граждан, указание конкретных действий, подлежащих совершению может повлечь ущемление прав контролируемого лица в выборе способов и методов устранения нарушений обязательных требований.
Кроме того, судами установлено, что общество получило акт проверки с описанием всех установленных нарушений законодательства (том 1 л.д. 27). Как обоснованно указано заинтересованным лицом, перечень действий по устранению нарушений законодательства устанавливается контролируемым лицом самостоятельно.
Таким образом, вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований только с учетом того, что в нем отсутствуют указания на совершение ООО "МХЦ на Пресне" каких-либо конкретных действий по устранению нарушений законодательства в сфере охраны здоровья граждан, является ошибочным и основан на неверном толковании норм права.
Приведенные судами ссылки на нарушение требований исполнимости не свидетельствовали о наличии правовых оснований для признания выявленных нарушений соответствующими законодательству.
При этом выявление тех или иных нарушений в деятельности общества само по себе не позволяло заинтересованному лицу вынести распоряжение с иной формулировкой.
Таким образом, у судов не имелось оснований для вывода о вынесении уполномоченным лицом оспариваемого предписания в нарушение положений Федерального закона N 323, Федерального закона N 99-ФЗ, Стандарта специализированной медицинской помощи при дегенеративных заболеваниях позвоночника и спинного мозга.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества в части признания недействительным предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области от 15.07.2021 N 529/1..
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 по делу N А40-200550/2021 отменить в части признания недействительным предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области от 15.07.2021 N 529/1.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Медико-хирургический центр на Пресне" в части признания недействительным предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области от 15.07.2021 N 529/1 отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 по делу N А40-200550/2021 оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, статьи 18, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в данном случае, с учетом осуществляемой обществом деятельности в сфере охраны здоровья граждан, указание конкретных действий, подлежащих совершению может повлечь ущемление прав контролируемого лица в выборе способов и методов устранения нарушений обязательных требований.
...
Приведенные судами ссылки на нарушение требований исполнимости не свидетельствовали о наличии правовых оснований для признания выявленных нарушений соответствующими законодательству.
При этом выявление тех или иных нарушений в деятельности общества само по себе не позволяло заинтересованному лицу вынести распоряжение с иной формулировкой.
Таким образом, у судов не имелось оснований для вывода о вынесении уполномоченным лицом оспариваемого предписания в нарушение положений Федерального закона N 323, Федерального закона N 99-ФЗ, Стандарта специализированной медицинской помощи при дегенеративных заболеваниях позвоночника и спинного мозга."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2022 г. N Ф05-20983/22 по делу N А40-200550/2021