г. Москва |
|
11 октября 2022 г. |
Дело N А40-277475/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании:
от ООО "КОНТИНЕНТ": не явился, извещен,
от Управления Росреестра по Москве: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 по делу N А40-277475/2021
по заявлению ООО "КОНТИНЕНТ"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Континент" (далее - заявитель) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - Управление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 08.11.2021 N КУВД-001/2021-44177321 PKPVDMFC-2021-10-21-224238 MFC-0558/2021-1706717, решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 08.02.2022 N КУВД-001/2021-44177321/3, об обязании произвести государственную регистрацию (с учетом уточнений требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Стороны своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственности заявителя находится нежилое здание общей площадью 31,3 кв. м (кадастровый номер 77:07:0015006:1134), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Производственная, д. 11, стр. 3, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
21.09.2021 собственником нежилого здания было принято решение о снятии с кадастрового учета и прекращении прав собственности на ряд зданий в связи с полным самопроизвольным их разрушением, в том числе и строения N 3 по ул. Производственная, д. 11.
Заявитель обратился за выполнением кадастровых работ в целях предоставления в Управление заявления о снятии с учета здания с кадастровым номером 77:07:0015006:1134. По результатам выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Григорьевым Ф.А. 11.10.2021 был составлен акт обследования, в соответствии с которым кадастровым инженером подтверждено прекращение существования указанного объекта, демонтаж объекта произведен на основании решения собственника от 21.09.2021.
21.10.2021 заявитель представил в Управление пакет документов для проведения государственной регистрации прекращения права собственности и снятия с кадастрового учета нежилого здания.
08.11.2021 по итогам рассмотрения представленных документов Управлением было принято решение о приостановлении государственной регистрации N N КУВД-001/2021-44177321 PKPVDMFC-2021-10-21-224238 MFC-0558/2021-1706717, в связи с нарушением пунктов 5, 7 части 1 статьи Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ), а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации".
Решением от 08.02.2022 N КУВД-001/2021-44177321/3 Управление отказало заявителю в испрашиваемой государственной регистрации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (пункт 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации гибель имущества, его уничтожение являются основанием для прекращения права собственности на объект недвижимости.
Правовым последствием данного факта является снятие объекта недвижимости с кадастрового учета (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункту 1 ст. 42 Закона о кадастре прекращение существования объекта недвижимого имущества в связи с его гибелью или уничтожением подтверждает изготовленный кадастровым инженером акт обследования.
Таким образом, Федеральным законом установлен документ, который предоставляется для снятия объекта недвижимого имущества с кадастрового учета.
Как указал суд первой инстанции и следует из материалов дела, акт обследования, изготовленный кадастровым инженером, предоставлялся для проведения учетно-регистрационных действий в Управление (N 2 в описи).
Форма и содержание акта обследования в результате кадастровых работ регламентируется Приказом Росреестра от 24.05.2021 N П/0217 "Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке "(Зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2021 N 64961). Данный Приказ не вступил в законную силу, а в соответствии с п. 3 данный документ вступает в силу с момента признания утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861. Таким образом, актуальным документом, регламентирующим форму и содержание акта обследования в момент его составления и на сегодняшний день является Приказ Минэкономразвития России N 861 от 21.11.2015.
Суд первой инстанции указал, что и текстуально, и по форме, и по содержанию акт, подготовленный кадастровым инженером Григорьевым Ф.А., соответствует требованиям действующего законодательства и Приказу Минэкономрезвития России N 861 от 20.11.2015 в частности.
Таким образом, основания для приостановления испрашиваемой заявителем государственной регистрации, следовательно, и для отказа в государственной регистрации, у Управления отсутствовали.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 по делу N А40-277475/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья С.В. Краснова
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовым последствием данного факта является снятие объекта недвижимости с кадастрового учета (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункту 1 ст. 42 Закона о кадастре прекращение существования объекта недвижимого имущества в связи с его гибелью или уничтожением подтверждает изготовленный кадастровым инженером акт обследования.
...
Форма и содержание акта обследования в результате кадастровых работ регламентируется Приказом Росреестра от 24.05.2021 N П/0217 "Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке "(Зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2021 N 64961). Данный Приказ не вступил в законную силу, а в соответствии с п. 3 данный документ вступает в силу с момента признания утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861. Таким образом, актуальным документом, регламентирующим форму и содержание акта обследования в момент его составления и на сегодняшний день является Приказ Минэкономразвития России N 861 от 21.11.2015."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2022 г. N Ф05-25777/22 по делу N А40-277475/2021