город Москва |
|
13 октября 2022 г. |
Дело N А41-35289/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: Телегин С.А., доверенность от 05.10.2022;
от ответчиков: представители не явились, извещены;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 06 октября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ГБУ МО "Мосавтодор"
на решение от 28 марта 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 17 июня 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-35289/21
по иску ООО "Хозяин"
об исправлении реестровой ошибки
к ГБУ МО "Мосавтодор", Администрации городского округа Истра Московской области,
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Минмособлимущество, МТДИ Московской области, Правительство Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Хозяин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ГБУ МО "Мосавтодор" и Администрации городского округа Истра Московской области, в котором просило (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений):
- исправить реестровую ошибку путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9, включая сведения о местоположении и площади его части, занятой строением - 50:08:0020704:9/1;
- внести в ЕГРН сведения о координатах характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9 в соответствии с приведенным каталогом координат;
- внести в ЕГРН сведения о координатах характерных точек границы части земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9 - 50:08:0020704:9/1, занятую строением в соответствии с приведенным каталогом координат, а также сведений о площади 546 кв.м;
- исключить из ЕГРН сведения о поворотной точке границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:165142 а1 в соответствии с приведенным каталогом координат;
- внести в ЕГРН сведения о новых поворотных точках границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:165142 н1 - н2 - н3 - н4 в соответствии с приведенным каталогом координат.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Минмособлимущество, МТДИ Московской области и Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГБУ МО "Мосавтодор" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 1.375 кв.м, с кадастровым номером 50:08:0020704:9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для торговой деятельности, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, г. Дедовск, ул. Комарова, д. 10.
Также обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 50:11:0000000:92759, общей площадью 587,6 кв.м, расположенное на указанном земельном участке.
Кадастровым инженером Жаровой А.В. (аттестат кадастрового инженера N 50-12-1027) по обращению общества проведено уточнение местоположения границ вышеуказанного земельного участка с целью подготовки межевого плана в связи с исправлением реестровой ошибки.
Исследование проводилось путем осмотра земельных участков, выполнения необходимых измерений, сравнения полученных результатов с имеющимися сведениями в ЕГРН на смежные земельные участки.
Геодезические измерения с целью определения координат точек поворота земельного участка для последующего вычисления площадей и линейно-угловых элементов границ земельного участка выполнены с помощью системы спутникового позиционирования GPS/ГЛОНАСС - приемник спутниковый геодезический двухчастотный многочастотный TRIUMPH, свидетельство о поверке АМН N 0334959, действительно до 28.05.2021.
Контрольные измерения проводились приборами, обеспечивающими высокую точность измерений.
В процессе проведения исследования также определены координаты характерных точек фактической границы земельного участка, проведена кадастровая съемка близлежащей к участку территории, получены координаты фактического местоположения 9-ти этажного жилого здания, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Истра, г. Дедовск, ул. Космонавта Комарова, д. 10.
В результате обследования установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9 существуют на местности более 15 лет. На участке располагается нежилое здание - торговый объект, принадлежащий на праве собственности обществу, которое располагалось в границах участка 50:08:0020704:9 еще до заключения договора купли-продажи на земельный участок и постановки земельного участка 50:08:0020704:9 на государственный кадастровой учет.
При камеральном исследовании земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9 выявлено, что при фактическом местоположении границ земельного участка данный земельный участок имеет пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:165142, сведения о котором содержатся в ЕГРН, площадь пересечения составляет 36 кв.м. Наглядно площадь пересечения по контуру: от точки н12 до точки н 13, от точки н13 до точки н15, от точки н15 до точки н16, от точки н16 до точки н12.
Суды указали, что общество ссылалось на то, что при первичном межевании земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9 допущена реестровая ошибка в сведениях о координатах характерных точек границ данного земельного участка - координаты характерных точек границ фактического местоположения земельного участка не соответствуют координатам характерных точек границ земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН. В настоящее время наличие реестровой ошибки свидетельствует о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРН в части описания местоположения границ земельного участка, в связи с чем общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственный кадастр является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 2 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, как правомерно отметили суды, законом установлен порядок исправления реестровой ошибки, которая предусматривает обязательное предварительное обращение общества в орган государственной регистрации с заявлением об исправлении ошибки.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, недвижимости реестровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Часть 6 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, помимо прочего, указывает на то, что суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В пункте 3 Постановления N 10/22 разъяснено, что при разрешении спора суд не связан правовым обоснованием иска, определение правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, входит в компетенцию суда.
В силу пункта 1 статьи 209 и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), часть 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ, частью 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ, статьей 21 Федерального закона N 218-ФЗ, одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 Постановления N 10/22 указано, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, как правомерно отметили суды, требование об установлении местоположения границ земельного участка является надлежащим способом защиты нарушенного права.
Определением Арбитражного суда Московской области от 09.08.2021 назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Центр Судебной Негосударственной Экспертизы" Семенову А.В.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1) определить фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9, а также определить, какие объекты недвижимости (здания и сооружения) расположены на земельном участке, отобразить графически;
2) установить, соответствуют ли фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9 сведениям, содержащимся в ЕГРН, в случае несоответствия указать величину (площадь) расхождения, отобразить графически;
3) в случае выявления реестровой ошибки разработать и представить варианты ее исправления.
В материалы дела представлено экспертное заключение АНО "Центр Судебной Негосударственной Экспертизы", согласно которому план земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:002020704:9 и 50:08:0000000:165142, расположенных по адресу: Московская область, г.о. Истра, г. Дедовск, ул. Космонавта Комарова, д. 10, по фактическому пользованию с наложением на план по сведениям ЕГРН с указанием строений и сооружений представлен в приложении 1.
По фактическому пользованию (на местности) граница земельного участка с кадастровым номером 50:08:002020704:9 проходит по внутренней стене здания магазина "Пятерочка" по линии, обозначенной точками 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 (таблица 11). Граница земельного участка с кадастровым номером 50:08:002020704:9, на прилегающей к торговым объектам территории, ограждением не обозначена.
В пределах границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:002020704:9 расположены:
- стационарный торговый объект - здание магазина "Пятерочка";
- стационарный торговый объект - торговый павильон магазинов "Цветы", "Красная икра".
Контур здания (магазин "Пятерочка) находится в границах, обозначенных точкам 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 1, в соответствии с геоданными таблицы 1.
Контур здания (торговый павильон магазинов "Цветы", "Красная икра", магазин "Пятерочка") находится в границах, обозначенных точкам 14 - 15 - 16 - 17 - 2 - 1 - 14, в соответствии с геоданными таблицы 7.
Таблица 2 - геоданные поворотных точек контура здания (торговый павильон магазинов "Цветы", "Красная икра") по фактическому пользованию.
Также согласно экспертному заключению, план земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:002020704:9 и 50:08:0000000:165142, расположенных по адресу: Московская область, г.о. Истра, г. Дедовск, ул. Космонавта Комарова, д. 10, по фактическому пользованию с наложением на план по сведениям ЕГРН с указанием строений и сооружений представлен в приложении 1.
Фактическое местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9, включая его часть - 50:08:0020704:9/1, занятую строением с учетом удвоенного значения средней арифметической погрешности - 0,20 м (удвоенное значение Mt = 0,10 м средняя квадратическая погрешность определения координат местоположения (характерных точек)), не совпадает с местоположением границ по сведениям ЕГРН: уклонение фактического местоположения от местоположения по сведениям ЕГРН находятся в интервале от 0 до 3,53 м.
По сведениям ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9 имеет наложение (пересечение) на фактические границы контура здания - жилого дома (г. Дедовск, ул. Космонавта Комарова, д. 10). Площадь наложения составляет 77 кв.м.
Контур здания (торговый павильон магазинов "Цветы", "Красная икра", магазин "Пятерочка") по фактическому пользованию имеет наложение (пересечение) с границей земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:165142 по сведениям ЕГРН. Площадь наложения составляет 10 кв.м.
Контур границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9 по сведениям ЕГРН смещен относительно фактических границ в направлении на юго-восток на расстояние до 3,38 м.
Указанные несоответствия связаны с реестровой ошибкой в сведениях ЕГРН о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9, а также части границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:00000000:165142.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50.08:00000000:165142 имеет категорию - земли населенных пунктов, форму собственности публично-правовых образований, вид разрешенного использования земельные участки (территории) общего пользования.
Кроме того, согласно экспертному заключению, имеет место реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9, а также части границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:00000000:165142.
На усмотрение суда экспертом разработан один вариант исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9, а также части границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:00000000:165142, представленный в приложении 2, таблицах 3-6 с учетом фактического землепользования, а также площади земельного участка с кадастровым номером 50:08:0020704:9 по сведениям ЕГРН.
Экспертом также указан вариант исправления реестровой ошибки путем внесения изменений в ЕГРН.
Таким образом, судебной экспертизой установлен факт наличия реестровой ошибки в данных государственного кадастрового учета.
Суды обоснованно отметили, что представленное экспертное заключение подтверждает доводы общества о том, что фактические границы земельного участка противоречат сведениям о границах земельного участка, содержащихся в правоустанавливающих документах, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование об исправлении реестровой ошибки и установлении границ подлежит удовлетворению.
Суды указали, что ГБУ МО "Мосавтодор" ссылалось на то, что границы земельного участка общества входят в границы полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Согласно части 6 статьи 62 Федерального закона N 257-ФЗ, до 01.01.2012 при отсутствии документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, допускается установление границ полосы отвода автомобильной дороги на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса" (далее - Постановление N 717), нормы отвода земель не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу Постановления N 717.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 717, указанный нормативный акт вступил в силу с 01.01.2010.
Таким образом, суды правомерно отметили, что если территория полосы отвода налагается на земельные участки, принадлежащие третьим лицам, границы которых установлены до вступления в силу законодательства, регулирующего вопросы установления полосы отвода автомобильных дорог, то данные части земельных участков относятся к собственности указанных лиц.
Поскольку границы земельного участка общества установлены до даты принятия нормативных правовых актов об определении полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, суды пришли к правомерному выводу о том, что оснований отнесения их к разграниченной государственной собственности не имеется.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2022 года по делу N А41-35289/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУ МО "Мосавтодор" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Согласно части 6 статьи 62 Федерального закона N 257-ФЗ, до 01.01.2012 при отсутствии документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, допускается установление границ полосы отвода автомобильной дороги на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса" (далее - Постановление N 717), нормы отвода земель не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу Постановления N 717.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 717, указанный нормативный акт вступил в силу с 01.01.2010."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2022 г. N Ф05-20892/22 по делу N А41-35289/2021