г. Москва |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А41-57826/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от СНТ "Подлипки-1": председатель правления Королева В.И. по паспорту, выписке;
от ООО "Сельхозстройконтракт": Романова Т.П. по доверенности от 31.05.2022, паспорту, Быстров А.А, по доверенности от 18.01.2022, паспорту;
от АО "Раисино": не явился, извещён;
от АО "Земельное общество "Раисино": не явился, извещён;
от ООО "Альфа центавра плюс": не явился, извещён;
от Администрация Рузского городского округа Московской области: не явился, извещён;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: не явился, извещён;
от ООО "Рузский комбинат нерудных материалов": Романова Т.П. по доверенности от 31.05.2022, паспорту, Нестерова Н.Е. по доверенности от 22.11.2019, паспорту;
от ЦЕНТРНЕДРА: не явился, извещён;
рассмотрев 13.10.2022 в судебном заседании кассационные жалобы ООО "Сельхозстройконтракт" и ООО "Рузский комбинат нерудных материалов"
на решение от 06 мая 2022 года Арбитражного суда Московской области
на постановление от 21 июля 2022 года Десятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А41-57826/2020
по заявлению СНТ "Подлипки-1"
к ООО "Сельхозстройконтракт", АО "Раисино", АО "Земельное общество "Раисино", ООО "Альфа центавра плюс",
третьи лица: Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, ООО "Рузский комбинат нерудных материалов", ЦЕНТРНЕДРА,
об установлении сервитута,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Подлипки-1" (далее - истец, СНТ "Подлипки-1", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сельхозстройконтракт" (далее - ответчик, ООО "Сельхозстройконтракт"), акционерному обществу "Раисино" (далее - ответчик, АО "Раисино"), акционерному обществу "Земельное общество "Раисино" (далее - ответчик, АО "ЗО "Раисино"), обществу с ограниченной ответственностью "Альфа центавра плюс" (далее -ответчик, ООО "Альфа центавра плюс") со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
установить сервитут для прохода и проезда на земельный участок СНТ "Подлипки-1" с кадастровым номером 50:19:0000000:113 по варианту N 1 судебного экспертного заключения, а именно по:
земельному участку с КН 50:19:0000000:19375, в следующих координатах (площадь, занятая дорогой 164 кв.м.):
N п/п |
X, м |
Y, м |
1 |
485712,90 |
1298361,44 |
2 |
485720,42 |
1298368,84 |
3 |
485713,87 |
1298354,03 |
4 |
485708,79 |
1298348,22 |
5 |
485702,22 |
1298343,51 |
6 |
485686,81 |
1298339,49 |
7 |
485685,89 |
1298343,38 |
8 |
485700,50 |
1298347,19 |
9 |
485706,09 |
1298351,20 |
10 |
485710,47 |
1298356,21 |
1 |
485712,90 |
1298361,44 |
- земельному участку с КН 50:19:0000000:22793, в следующих координатах (площадь, занятая дорогой 1430 кв.м.):
N п/п |
X, м |
Y, м |
1 |
485534,38 |
1298860,73 |
2 |
485535,95 |
1298857,04 |
3 |
485559,86 |
1298871,33 |
4 |
485591,16 |
1298880,94 |
5 |
485628,51 |
1298889,53 |
6 |
485672,17 |
1298896,65 |
7 |
485746,71 |
1298888,97 |
8 |
485780,57 |
1298892,91 |
9 |
485815,48 |
1298900,51 |
10 |
485849,50 |
1298916,74 |
11 |
485876,20 |
1298932,60 |
12 |
485875,52 |
1298937.05 |
13 |
485847,62 |
1298920,28 |
14 |
485814,26 |
1298904,33 |
15 |
485779,87 |
1298896,85 |
16 |
485746,55 |
1298892,98 |
17 |
485672,09 |
1298900,69 |
18 |
485627,57 |
1298893,42 |
19 |
485590,11 |
1298884,80 |
20 |
485558,29 |
1298875,03 |
1 |
485534,38 |
1298860,73 |
- земельному участку с КН 50:19:0000000:22759 в следующих координатах (площадь, занятая дорогой 2224 кв.м.):
N п/п |
X, м |
Y, м |
1 |
485534,38 |
1298860,73 |
2 |
485535,95 |
1298857,04 |
3 |
485519,86 |
1298844,75 |
4 |
485512,92 |
1298834,33 |
5 |
485511,77 |
1298822,80 |
6 |
485514,30 |
1298811,35 |
7 |
485562,18 |
1298674,09 |
8 |
485598,39 |
1298582,48 |
9 |
485611,44 |
1298555,06 |
10 |
485668,00 |
1298456,40 |
11 |
485712,04 |
1298402,41 |
12 |
485718,36 |
1298392,64 |
13 |
485721,57 |
1298384,21 |
14 |
485721,96 |
1298377,26 |
15 |
485720,42 |
1298368,84 |
16 |
485712,90 |
1298361,44 |
17 |
485716,61 |
1298369,72 |
18 |
485717,94 |
1298377,48 |
19 |
485717,61 |
1298383,37 |
20 |
485714,78 |
1298390,82 |
21 |
485708,80 |
1298400,05 |
22 |
485664,70 |
1298454,12 |
23 |
485607,90 |
1298553,20 |
24 |
485594,71 |
1298580,89 |
25 |
485558,42 |
1298672,70 |
26 |
485510,44 |
1298810,26 |
27 |
485507,73 |
1298822,56 |
28 |
485509,03 |
1298835,71 |
29 |
485516,89 |
1298847,52 |
1 |
485534,38 |
1298860,73 |
- земельному участку с КН 50:19:0000000:19391, в следующих координатах (площадь, занятая дорогой 2017 кв.м.):
N п/п |
X, м |
Y, м |
1 |
486329,74 |
1299112,21 |
2 |
486302,09 |
1299109,26 |
3 |
486240,65 |
1299106,54 |
4 |
486197,15 |
1299100,78 |
5 |
486178,51 |
1299097,61 |
6 |
486119,46 |
1299077,75 |
7 |
486066,55 |
1299062,90 |
8 |
486044,08 |
1299053,97 |
9 |
486027,62 |
1299045,22 |
10 |
485974,75 |
1299014,77 |
11 |
485939,89 |
1298991,92 |
12 |
485898,04 |
1298948,98 |
13 |
485876,20 |
1298932,60 |
14 |
485875,52 |
1298937,05 |
15 |
485895,39 |
1298951,99 |
16 |
485937,33 |
1298995,02 |
17 |
485972,65 |
1299018,18 |
18 |
486025,68 |
1299048,72 |
19 |
486042,40 |
1299057,61 |
20 |
486065,27 |
1299066,70 |
21 |
486118,28 |
1299081,58 |
22 |
486177,53 |
1299101,51 |
23 |
486196,55 |
1299104,74 |
24 |
486240,30 |
1299110,53 |
25 |
486301,79 |
1299113,26 |
26 |
486332,79 |
1299116,56 |
1 |
486329,74 |
1299112,21 |
- земельному участку с КН 50:19:0000000:22919, в следующих координатах (площадь, занятая дорогой 855 кв.м.):
N п/п |
X, м |
Y, м |
1 |
486543,57 |
1299145,53 |
2 |
486539,50 |
1299143,73 |
3 |
486503,95 |
1299137,00 |
4 |
486414,12 |
1299124,97 |
5 |
486370,26 |
1299118,21 |
6 |
486329,74 |
1299112,21 |
7 |
486332,79 |
1299116,56 |
8 |
486369,65 |
1299122,17 |
9 |
486413,55 |
1299128,94 |
10 |
486503,31 |
1299140,95 |
11 |
486538,26 |
1299147,57 |
12 |
486541,89 |
1299149,11 |
1 |
486543,57 |
1299145,53 |
- земельному участку с КН 50:19:0000000:22918, в следующих координатах (площадь, занятая дорогой 281 кв.м.):
N п/п |
X, м |
Y, м |
1 |
486577,77 |
1299204,35 |
2 |
486574,32 |
1299185,95 |
3 |
486566,35 |
1299167,11 |
4 |
486557,98 |
1299155,49 |
5 |
486548,59 |
1299147,92 |
6 |
486543,57 |
1299145,53 |
7 |
486541,89 |
1299149,11 |
8 |
486546,46 |
1299151,35 |
9 |
486555,04 |
1299158,27 |
10 |
486562,84 |
1299169,08 |
11 |
486570,46 |
1299187,12 |
12 |
486574,23 |
1299207,11 |
1 |
486577,77 |
1299204,35 |
- земельному участку с КН 50:19:0030313:14, в следующих координатах (площадь занятая дорогой 1587 кв.м.):
N п/п |
X, м |
Y, м |
1 |
486577,77 |
1299204,35 |
2 |
486574,23 |
1299207,11 |
3 |
486573,28 |
1299222,05 |
4 |
486567,54 |
1299244,37 |
5 |
486559,59 |
1299301,57 |
6 |
486560,66 |
1299313,38 |
7 |
486564,95 |
1299321,45 |
8 |
486574,97 |
1299328,96 |
9 |
486629,63 |
1299349,33 |
10 |
486670,59 |
1299364,04 |
11 |
486719,42 |
1299380,38 |
12 |
486745,57 |
1299388,08 |
13 |
486780,00 |
1299464,66 |
14 |
486783,22 |
1299461,55 |
15 |
486748,48 |
1299384,75 |
16 |
486720,63 |
1299376,56 |
17 |
486671,90 |
1299360,25 |
18 |
486631,01 |
1299345,57 |
19 |
486576,91 |
1299325,41 |
20 |
486568,07 |
1299318,78 |
21 |
486564,57 |
1299312,21 |
22 |
486563,62 |
1299301,67 |
23 |
486571,48 |
1299245,15 |
24 |
486577,25 |
1299222,70 |
25 |
486578,29 |
1299207,14 |
1 |
486577,77 |
1299204,35 |
Установить рыночную стоимость платы за сервитут, устанавливаемый сроком на 49 лет для осуществления прохода и проезда от дорог общего пользования к земельному участку с кадастровым номером 50:19:0000000:113 и расположенным на нем объектам недвижимости по адресу: Московская область, Рузский район, СНТ "Подлипки-1", по варианту N 1 судебного экспертного заключения, в следующем размере:
в пользу АО "Раисино" за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19375 площадью 1430 кв. м в размере 1282 руб. в год;
в пользу АО "Раисино" за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19375 площадью 164 кв. м в размере 147 руб. в год;
в пользу АО "ЗО "Раисино" за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:22759 площадью 2224 кв. м в размере 1994 руб. в год;
в пользу ООО "Сельхозстройконтракт" за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19391 площадью 2017 кв. м в размере 33 956 руб. в год;
в пользу ООО "Альфа центавра плюс" за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:22919 площадью 855 кв. м в размере 766 руб. в год;
в пользу АО "ЗО "Раисино" за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:22918 площадью 281 кв. м в размере 252 руб. в год;
в пользу АО "Раисино" за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030313:14 площадью 1587 кв. м в размере 32 790 руб. в год.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Рузский комбинат нерудных материалов" (далее - ООО "Рузский КНМ"), Администрация Рузского городского округа Московской области (далее - администрация), Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - министерство,), ЦЕНТРНЕДРА.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Сельхозстройконтракт" и ООО "Рузский комбинат нерудных материалов" обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители ООО "Сельхозстройконтракт" и ООО "Рузский комбинат нерудных материалов" поддержали заявленные требования кассационных жалоб, а представитель СНТ "Подлипки-1" возражал против удовлетворения кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своего представителя не направил, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
От АО "Земельное общество "Раисино", АО "Раисино" поступил отзыв с доводами в поддержку удовлетворения кассационных жалоб (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзывов на них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления главы Администрации Рузского района Московской области от 06.11.1992 N 117/20 "Об отводе земельных участков под коллективное садоводство администрации г. Калининграда Московской области" из земель ТОО КСП "Раисино" произведен отвод земельных участков, в том числе в д. Ивойлово Рузского района Московской области под коллективное садоводство.
На основании постановления главы Администрации города Калининграда Московской области от 16.03.1993 N 1956 на ранее выделенных земельных участках организованы два садоводческих товарищества, в том числе у деревни Ивойлово.
На основании постановления главы Администрации Рузского района Московской области от 14.01.1993 N 42 "Об отводе и утверждении границ земельных участков под подъездные пути к коллективным садам администрации г. Калининград" отведены подъездные пути к созданным СНТ, а также утверждены границы планов отвода на выделенные земельные участки.
Постановлением главы Администрации Рузского района Московской области от 23.03.1994 N 402 "О закреплении земель за садоводческим товариществом "Подлипки-1" за СНТ "Подлипки-1" закреплен земельный участок общей площадью 26,04 га, из них: в коллективно-совместную собственность товарищества - 6,48 га, в собственность членов садоводческого товарищества - 19,56 га, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю N 427 от 27.04.1994.
На основании постановления главы Рузского района Московской области от 03.12.1997 N 982 "О перерегистрации земельных участков в садовом товариществе "Подлипки-1" часть земельного участка площадью 0,48 га перешла из земель коллективно-совместной собственности в собственность граждан, в связи с чем площадь земельного участка под коллективно-совместную собственность товарищества составила 5,76 га, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от 05.12.1997 N 875, выданным Рузским райкомземом.
В соответствии с постановлением главы Рузского района Московской области от 08.10.1999 N 1236 "Об изменении целевого назначения земель общего пользования в садоводческом товариществе "Подлипки-1" площадь, находящегося в общей совместной собственности членов СНТ составила 5,52 га.
Право собственности на земельный участок земель общего пользования СНТ "Подлипки-1" зарегистрировано в Московской областной регистрационной палате (свидетельство о праве собственности серия 50 АГ N 176874 от 27.02.2001).
С 2001 года земельный участок СНТ "Подлипки-1" внесен в Государственный кадастр недвижимости за номером 50:19:0000000:113 (предыдущий номер 52-19-12-130), что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 28.08.2019.
Истец в исковом заявлении указывает, что подъезд к СНТ "Подлипки-1" с момента создания осуществляется по дороге от деревни Ивойлово Рузского района Московской области. Указанная дорога существует более 80 лет и является единственным проездом к товариществу, который связывает СНТ "Подлипки-1" с инфраструктурой.
В соответствии с п. 1 постановления главы Рузского городского округа от 05.06.2018 г. N 2066 "О принятии недвижимого имущества в муниципальную собственность Рузского городского округа Московской области" в муниципальную собственность Рузского городского округа принято недвижимое имущество (приложение N 1) со схемами автомобильных дорог (приложение N 2).
Дорога к СНТ "Подлипки-1" содержится в перечне имущества, преданного в муниципальную собственность Рузского городского округа за номером N 13 - схема расположения автомобильной дороги общего пользования местного значения к СНТ "Подлипки-1".
Дорога проходит в настоящее время по землям, принадлежащим на праве собственности ответчикам.
Поскольку направленное в адрес ответчиков предложение истца о заключении соглашения об установлении частного сервитута было оставлено без удовлетворения, истец обратился с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В соответствии с приведенными нормами сервитут может быть установлен по требованию лица, нуждающегося в пользовании чужим земельным участком, только в том случае, если у него отсутствуют иные возможности использования принадлежащего ему имущества, на что верно обратил внимание арбитражный суд первой инстанции.
Пунктом 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, предусмотрено, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
В пункте 9 указанного Обзора отмечено, что при наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.
Суды указали, что в материалы дела представлены выписки из ЕГРН: от 07.06.2018 в отношении земельного участка 50:19:0000000:22918 (собственник АО "ЗО "Раисино"), от 24.07.2020 в отношении земельного участка 50:19:0000000:22919 (собственник ООО "Альфа центавра плюс"), от 07.06.2018 в отношении земельного участка 50:19:0000000:22759 (собственник АО "ЗО "Раисино"), от 07.06.2018 в отношении земельного участка 50:19:0000000:19375 (собственник АО "Раисино"), от 07.06.2018 в отношении земельного участка 50:19:0030313:14 (собственник АО "Раисино"), от 07.06.2018 в отношении земельного участка 50:19:0000000:19391 (собственник ООО "Сельхозстройконтракт").
В целях установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, истцом заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы.
В представленном по определению суда первой инстанции заключении экспертов N 62/05-21 содержатся следующие выводы.
Проход (проезд) легкового и грузового транспорта с земель общего пользования к земельному участку с кадастровым номером 50:19:0000000:113 на момент производства экспертизы без установления сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:22918, 50:19:0000000:22919, 50:19:0000000:22759, 50:19:0000000:19391, 50:19:0030313:14 возможен.
На момент осмотра построена дорога к земельному участку с кадастровым номером 50:19:0000000:113, минуя земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:22918, 50:19:0000000:22919, 50:19:0000000:22759, 50:19:0000000:19391, 50:19:0030313:14 согласно договору подряда и проекта автомобильного проезда (том 4 л.д. 1-31), через земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:22793 и 50:19:0000000:19375.
Разработано 2 варианта возможного осуществления проезда и прохода членов СНТ "Подлипки-1" к земельному участку с кадастровым номером 50:19:0000000:113.
1 вариант по существующей дороге (шириной 3-4 метра - движение возможно только в одном направлении), через земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:22918, 50:19:0000000:22919, 50:19:0000000:22759, 50:19:0000000:19375, 50:19:0000000:19391, 50:19:0030313:14, площадь сервитута 8558 кв.м. (281+855+2224+1594+2017+1587).
Разработанный вариант представлен в исследовательской части в таблице 1. Ширина проезда составляет 3-4 метра, что не соответствует требованиям таблицы 11.4 Согласно СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (ширина проезда минимум 4,5 метра).
2 вариант по построенной дороге (шириной около 6,5-8 метров - двухполосная, движение возможно одновременно в 2-х направлениях), через земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:22793 и 50:19:0000000:19375, площадь сервитута 8128 кв. м (3518+4610).
Разработанный вариант представлен в исследовательской части экспертного заключения в таблице 2.
Ширина проезда составляет 6,5-8 метра, что соответствует требованиям таблицы 11.4 Согласно СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (ширина проезда минимум 4,5 метра).
По итогам проведенного исследования эксперты посчитали необходимым указать, что наиболее приемлемым вариантом возможного установления сервитута с наименьшими затратами как для истца так и для собственника земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:113 осуществление проезда и прохода членов СНГ "Подлипки-1" к земельному участку с кадастровым номером 50:19:0000000:113 с учетом градостроительных, пожарных и иных норм и правил является вариант 2.
Также в экспертном заключении определена рыночная стоимость платы за сервитут по варианту 1 и варианту 2.
Определением суда первой инстанции от 22.02.2022 по делу назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам экспертной организации ООО "Организация независимой помощи обществу": Бурову Андрею Ивановичу, Кирееву Виктору Михайловичу, Беляевой Наталье Бориславовне.
По результатам дополнительной судебной экспертизы в материалы дела поступило экспертное заключение с выводом о том, что при проверке координат и номеров земельных участков была выявлена опечатка в кадастровых номерах земельных участков, указанных в таблице 1 (исправленные кадастровые номера участков выделены желтым цветом).
Рыночная стоимость платы за сервитут, устанавливаемый сроком на 49 лет осуществления прохода и проезда от дорог общего пользования к земельному участку с кадастровым номером 50:19:0000000:113 и расположенным на нем объектам недвижимости по адресу: Московская область, Рузский район, по состоянию на дату оценки по варианту N 1 составляет 71 187 руб. в год, в том числе:
за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19375 площадью 1430 кв. м 1282 руб. в год;
за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19375 площадью 164 кв. м 147 руб. в год;
за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:22759 площадью 2224 кв. м 1994 руб. в год;
за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19391 площадью 2017 кв. м 33 956 руб. в год;
за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:22919 площадью 855 кв. м 766 руб. в год;
за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:22918 площадью 281 кв. м 252 руб. в год;
за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030313:14 площадью 1587 кв. м 32 790 руб. в год.
Рыночная стоимость платы за сервитут, устанавливаемый сроком на 49 лет осуществления прохода и проезда от дорог общего пользования к земельному участку с кадастровым номером 50:19:0000000:113 и расположенным на нем объектам недвижимости по адресу: Московская область, Рузский район, по состоянию на дату оценки по варианту N 2 составляет 8075 руб. в год, в том числе:
за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19375 площадью 4610 кв. м 4133 руб. в год;
за часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:22793 площадью 3518 кв. м 3942 руб. в год.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что дорога по варианту 2 не соответствует требованиям нормативно-технических документов, а потому данный вариант не обеспечивает безопасный проезд. Фактически дорога не построена.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что доказательства введения указанной дороги в эксплуатацию в установленном порядке в материалы дела не представлены.
С учетом, в том числе, указанных обстоятельств суды удовлетворили требования истца об установлении частного сервитута по варианту 1 экспертного заключения.
Однако при правовом обосновании данного вывода суды не учли следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно п. 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Сервитут может быть срочным или постоянным (п. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ). Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст. 23 Земельного кодекса РФ).
Возможность установления сервитута допустима только если интересы лица не могут быть обеспечены иным способом.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 (далее - Обзор) содержится позиция о том, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
По результатам проведенной судебной экспертизы установлено, что проход (проезд) легкового и грузового транспорта с земель общего пользования к земельному участку истца с кадастровым номером 50:19:0000000:113 через земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:22918, 50:19:0000000:22919,50:19:0000000:19375,50:19:0000000:22759, 50:19:0000000:19391, 50:19:0030313:14 не является единственно возможным.
В рамках проведенной судебной экспертизы установлено, что проход (проезд) легкового и грузового транспорта с земель общего пользования к земельному участку истца с кадастровым номером 50:19:0000000:113 возможен через земельные участки с кадастровым 50:19:0000000:22793 (правообладатель - Закрытое акционерное общество "Земельное общество "Раисино") и 50:19:0000000:19375 (правообладатель - Акционерное общество "Раисино").
Кроме того, судами не в полном объеме выяснены обстоятельства по доводам ООО "Сельхозстройконтракт" и ООО "Рузский комбинат нерудных материалов" о том, что установление сервитута по варианту 1 препятствует в использовании принадлежащих им на праве собственности и аренды земельных участков в соответствии с их видами разрешенного использования, а невозможность формирования горного отвода в уточненных окончательных границах связана именно с наличием указанного сервитута.
В пункте 9 Обзора содержится позиция о том, что при наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.
Между тем, судами не дана оценка доводам заявителей кассационных жалоб о том, что установление сервитута лишает как ответчика (как собственника земельного участка), так и ООО "РКНМ" (арендатор земельных участков, держатель лицензии на добычу полезных ископаемых) возможности использовать спорные земельные участки по целевому назначению и виду разрешенного использования, т.к. установленный сервитут проходит по середине лицензионного участка (горного отвода), а неоднократная приостановка права пользования недрами (лицензии) связана с тем, что наличие или отсутствие сервитута существенным образом влияют на разработку технического проекта.
Так же судами не дана правовая оценка доводам ООО "РКНМ" о том, что им в целях реализации права пользования недрами на основании лицензии был осуществлен перевод земель из земель сельскохозяйственного назначения в категорию "земли промышленности" (Постановление Правительства МО от 25.12.2015 N 1345/49), был изменен вид разрешенного использования с сельскохозяйственного производства на недропользование (Постановление Правительства МО от 25.12.2015 N 1345/49), проведены работы по подготовке участка недр для начала разработки, заключен договор на разработку технического проекта, который в настоящее время приостановлен в связи с рассмотрением настоящего судебного дела.
При выводе о том, что дорога, предложенная в экспертном заключении под вариантом 2 фактически не введена в эксплуатацию, суды не дали правовое обоснование доводам ООО "РКНМ" об отсутствии в градостроительном законодательстве требований о получении акта о вводе в эксплуатацию данной дороги, не установили все обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием документов, необходимых и достаточных для эксплуатации данной дороги.
Также судами не рассмотрены правовые основания по доводу ООО "Сельхозстройконтракт" и ООО "РКНМ" о том, что в материалах дела имеются заключение судебной экспертизы и техническое заключение специалиста по техническому обследованию существующей дороги (вариант 1 в судебном экспертном заключении), в которых со ссылками на СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* содержатся противоположные выводы:
- по результатам судебной экспертизы установлено, что существующая дорога не соответствует указанному СП;
по результатам технического обследования установлено, что существующая дорога соответствует указанному СП.
Арбитражные суды, в нарушение ст. 71 АПК РФ при принятии оспариваемых актов не указали правовые основания приоритета выводов результатов технического обследования состояния дороги, предложенной в варианте 1 над выводами судебной экспертизы в части соответствия/несоответствия существующей дороги (вариант 1) СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, а также не дано правовое обоснование выводов о несоответствии покрытия дороги, предложенной в судебном экспертном заключении под вариантом 2 требованиям нормативно-технических документов.
Согласно ч. 1 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В силу положений ч. 2 статьи 64, ч. 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов являются одним из доказательств. Вместе с тем при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту (ч. 1 ст. 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (ч. 2 ст. 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацами вторым и третьим ч. 3 ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе арбитражного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание.
Поэтому применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора (истец утверждает о невозможности использования дороги по 2 варианту, в том числе с учетом качества ее покрытия исходя из расположения в водоохранной зоне реки Хабня, в то время как ответчик отрицает возможность использования дороги по варианту 1), исходя из перечисленных обстоятельств, учитывая предмет и основание заявленных исковых требований, правовые позиции сторон, а также то, что для выяснения соответствующих вопросов требуются именно специальные познания и, что данные вопросы не могут быть установлены иным образом, например, визуально, суду следовало обсудить вопрос о назначении дополнительной судебной экспертизы по рассматриваемому делу с целью разрешения перечисленных вопросов либо об относимости и допустимости указанных доказательств применительно к положениям главы 7 (главы 7 "Доказательства и доказывание": ст. ст. 64 - 89).
Обстоятельства, указанные в кассационной жалобе, заслуживают внимания, однако не могут быть установлены судом кассационной инстанции, поскольку в силу ч. 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий по установлению новых обстоятельств на основании оценки доказательств, не получивших таковой при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь, в том числе ч. 4 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций нельзя признать обоснованными. Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя из положений действующего законодательства и сложившейся судебной практики по рассматриваемому вопросу установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, дать оценку всем имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2022 года по делу N А41-57826/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При выводе о том, что дорога, предложенная в экспертном заключении под вариантом 2 фактически не введена в эксплуатацию, суды не дали правовое обоснование доводам ООО "РКНМ" об отсутствии в градостроительном законодательстве требований о получении акта о вводе в эксплуатацию данной дороги, не установили все обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием документов, необходимых и достаточных для эксплуатации данной дороги.
Также судами не рассмотрены правовые основания по доводу ООО "Сельхозстройконтракт" и ООО "РКНМ" о том, что в материалах дела имеются заключение судебной экспертизы и техническое заключение специалиста по техническому обследованию существующей дороги (вариант 1 в судебном экспертном заключении), в которых со ссылками на СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* содержатся противоположные выводы:
...
Арбитражные суды, в нарушение ст. 71 АПК РФ при принятии оспариваемых актов не указали правовые основания приоритета выводов результатов технического обследования состояния дороги, предложенной в варианте 1 над выводами судебной экспертизы в части соответствия/несоответствия существующей дороги (вариант 1) СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, а также не дано правовое обоснование выводов о несоответствии покрытия дороги, предложенной в судебном экспертном заключении под вариантом 2 требованиям нормативно-технических документов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 октября 2022 г. N Ф05-25109/22 по делу N А41-57826/2020