• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2022 г. N Ф05-22910/22 по делу N А40-268476/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как указал истец, вагонное депо, проводившее ремонт вагона, несет гарантийную ответственность за их прочность и неисправность до следующего планового ремонта. Выполнение в гарантийный период ремонтных работ в отношении спорного вагона, по мнению истца, подтверждает, что ответчик некачественно выполнил средний ремонт вагона. Представленный в дело акт-рекламации подтверждает факт неисправности вагона в результате некачественного выполненного ремонта ответчиком. Таким образом, по мнению истца, из представленных документов следует вывод о вине ответчика в неисправности вагона, которая повлекла за собой отцепку вагона при исполнении истцом обязательств по перевозке груза и, как следствие, взыскание пени за вынужденную просрочку доставки груза. Поскольку причиной задержки вагона в пути следования явилось необходимость устранения технологической неисправности, угрожающей безопасности движения, истец полагает, что перевозчик не отвечает за техническое состояние вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", и не может нести ответственность в виде пени за просрочку в доставки грузов, если происходит задержка таких вагонов по причине устранения неисправностей. Таким образом, ввиду наличия причинно-следственной связи между действием (бездействием) ответчика и убытками истца: необходимость проведения текущего отцепочного ремонта вагона, повлекло нарушение истцом своих обязательств по доставке груза в вагоне N 52765807 по договору перевозки в установленные железнодорожной накладной сроки, в результате чего истец был вынужден уплатить пени за указанный вагон в размере 351 руб. 72 коп. Направленная истцом в адрес ответчика претензия была оставлена без удовлетворения.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 15, 309, 310, 330, 393, 792, 793 ГК РФ, правомерно исходил из того, что истцом не было доказано наличие условий, образующих убытки в силу статей 15, 393 ГК РФ, в связи с чем в удовлетворении иска было обоснованно отказано.

Кроме того, оставляя иск без удовлетворения, суд также верно отметил, что судебным актом по делу N А73-9767/20 была установлена вина ОАО "РЖД" в просрочке доставки груза, что само по себе исключает вину ответчика в возникновении у истца убытков, связанных со взысканием неустойки за просрочку доставки груза. При этом неисполнение ОАО "РЖД" обязанности, предусмотренной УЖТ (ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"), привело к негативным последствиям в виде взыскания с него неустойки за просрочку доставки груза. Ответчик по настоящему делу не принимал участия в процессе перевозки спорного вагона и не осуществлял проверку подвижного состава перед погрузкой, в связи с чем суд пришел к верному выводу о недоказанности причинно-следственной связи между действиями ответчика и расходами, возложенными на истца решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.08.2020 г. по делу NА73-9767/2020.

Помимо указанного, в силу ст. 20 УЖТ, п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. N 30, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны. Неисправности технологического характера вагона должны быть выявлены перевозчиком при принятии груза к перевозке, однако неисправность вагона N52765807 не была обнаружена до его принятия к перевозке. При этом доказательств того, что неисправность не могла быть обнаружена при приемке груза к перевозке и при проверке деталей и узлов в материалы дела не представлено, и, следовательно, неисправность, возникшая в результате несоблюдения ОАО "РЖД" своих обязанностей, не может считаться возникшей по обстоятельствам, не зависящим от истца."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2022 г. N Ф05-22910/22 по делу N А40-268476/2021