г. Москва |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А40-19296/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова": Агапов А.Ю. по доверенности от 01.01.2022, паспорту;
от общества с ограниченной ответственностью "Альянс Групп Строй": не явился, извещён;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве: Шелкова С.А. по доверенности от 06.05.2022, удостоверению;
рассмотрев 19.10.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс Групп Строй"
на решение от 25 апреля 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 4 июля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-19296/2022,
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Альянс Групп Строй"
о признании незаконными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова" (далее - университет) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по делу от 25.10.2021 N 077/07/00-18601/2021.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Альянс Групп Строй" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 года, заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании, представитель антимонопольного органа поддержал кассационную жалобу общества по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела), представитель университета возражал против удовлетворения кассационной жалобы
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направило, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав доводы лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, извещение о проведении закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 18 097 903,65 руб. опубликовано в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) -09.07.2021. ООО "Альянс Групп Строй" подана заявка на участие в оспариваемой закупке, которая в последствии была отклонена заказчиком.
Решениями Московского УФАС России по делам N N 077/07/00-12988/2021, 077/07/00-15752/2021 действия заказчика по отклонению заявки ООО "Альянс Групп Строй" признаны неправомерными, выданы обязательные для исполнения предписания, включающие пересмотр заявок с учетом решения антимонопольного органа.
Во исполнение предписания Управления Заказчиком был опубликован итоговый протокол от 07.10.2021, согласно которому заявка ООО "АЛЬЯНС ГРУПП СТРОЙ" признана соответствующей требованиям и признано победителем Закупки, рекомендовано заключение договора с победителем.
Однако, 08.10.2021 в ЕИС заказчиком размещена информация об отмене Закупки в соответствии с частью 7 статьи 3.2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, а именно: "В настоящее время, обстоятельства непреодолимой силы выразились в затягивании сроков проведения процедуры в связи с неоднократными обжалованиями действий заказчика в Управлении Федеральной антимонопольной службы по городу Москве. Таким образом, проведение работ, предусмотренных соответствующей документацией о закупке в осенне-зимний период не представляется возможным (в том числе, устройства бетонной подготовки, устройства покрытий спортивных и детских площадок согласно сметы)".
В антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Альянс Групп Строй" на действия ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова" при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту элементов благоустройства (устройство площадок) на территории СОЛ "РУЗА" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова" по адресу: Московская область, Волоколамский район, с/п. Осташевское, д. Щербинки (реестровый N 32110458370) (далее - закупка), выразившиеся в неправомерной отмене конкурентной процедуры.
Оспариваемым решением поданная жалоба признана обоснованной, а в действиях заявителя установлено нарушение требований ч.ч. 5, 7 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Не согласившись с выводами и требованиями антимонопольного органа, изложенными в оспариваемых решении и предписании, университет обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании вынесенного акта не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права заявителя.
Удовлетворяя требования суды исходили из следующего.
Согласно части 5 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
В соответствии с ч.7 ст. 3.2. Закона о закупках по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с ч. 5 ст. 3.2. Закона о закупках, а также п. 3.3.2. Документации о конкурентном отборе и до заключения договора, заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае возникновения (выявления) обстоятельств непреодолимой силы.
Судами установлено, что проведение работ, предусмотренных соответствующей документацией о закупке, в осенне-зимний период не представляется возможным (в том числе, устройства бетонной подготовки, устройства покрытий спортивных и детских площадок, согласно смете).
Исходя из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек университета, на основании Приказа от 08.10.2021 N 1331, принято решение об отмене конкурентного отбора на выполнение работ по капитальному ремонту элементов благоустройства (устройство площадок) на территории СОЛ "Руза".
Данные работы, согласно документации о конкурентном отборе были запланированы в летний период времени, так как в связи летними каникулами и малой загруженностью площадки, а также со сложной эпидемиологической ситуацией - на территории объекта, на котором предполагалось выполнение работ отсутствовали обучающиеся.
Так согласно п. 5.3. Технического задания, одно из основных требований к безопасности работ является, что выполнение работ не должно препятствовать или создавать неудобства в работе учреждения или представлять угрозу для работников и учащихся.
Исходя из положений о безопасности работ документации конкурентного отбора, выполнение работ в осенне-зимний период времени требует создания укрывных конструкций (тент) с установкой необходимого оборудования - что нарушает требования безопасности и как следствие повлечет создание неудобства в работе учреждения или представляет угрозу для работников и учащихся.
Выполнение указанных работ, таких как установка укрывных конструкций и прочих работ не предусмотрено сметной документацией. Установка тепловых пушек и иного оборудования также сметой не заложена, и влечет за собой дополнительные расходы заказчика в части обеспечения электроэнергией. Развертывание дизель-генераторных установок за счет подрядчика на территории СОЛ "РУЗА" будет противоречить требованиям п. 5.3 ТЗ (отсутствие препятствий в работе, безопасность использования объекта).
Комиссией Московского УФАС России, с учетом изучения представленных университетом материалов, принято во внимание то обстоятельство, что проведение работ по капитальному ремонту элементов благоустройства (устройство площадок) на территории СОЛ "РУЗА" в осенне-зимний период не представляется возможным, в связи с чем предписание об устранении допущенных нарушений Заказчику не было выдано.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
По общему правилу ч. 5 ст. 3.2 Закона о закупках конкурентную закупку можно отменить до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в ней. По истечении этого срока отмена возможна только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках). В этом случае такая отмена допустима до заключения договора.
Суды пришли к выводу, что Московским УФАС России во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении университета оспариваемых решения и предписания.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что требования университета подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии общества с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены, в том числе, на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 года по делу N А40-19296/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений о безопасности работ документации конкурентного отбора, выполнение работ в осенне-зимний период времени требует создания укрывных конструкций (тент) с установкой необходимого оборудования - что нарушает требования безопасности и как следствие повлечет создание неудобства в работе учреждения или представляет угрозу для работников и учащихся.
...
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
...
По общему правилу ч. 5 ст. 3.2 Закона о закупках конкурентную закупку можно отменить до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в ней. По истечении этого срока отмена возможна только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках). В этом случае такая отмена допустима до заключения договора."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 октября 2022 г. N Ф05-25377/22 по делу N А40-19296/2022