г. Москва |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А41-9543/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 24.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом": Романова Н.Б. по доверенности от 05.04.2022, паспорту;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Михайлов Е.В. по доверенности от 11.04.2022, удостоверению;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания компас": Стукова Д.А по доверенности от 25.01.2022, паспорту;
рассмотрев 13.10.2022, после перерыва 20.10.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом"
на решение от 14 апреля 2022 года Арбитражного суда Московской области
на постановление от 30 июня 2022 года Десятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А41-9543/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области",
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания компас"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее - ООО "Управляющая компания "Наш дом", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция МО, инспекция) о признании незаконными действий по внесению изменений в Реестр лицензий Московской области в отношении дома по адресу: Московская область, г.о. Подольск, мкр. Кузнечики, бульвар 65-летия Победы, д. 2, восстановлении нарушенных прав и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Компас" (далее - ООО "УК Компас").
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2022 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ООО "УК Компас" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем, обществом получена Лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 27.07.2015 N 988.
Согласно Протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 31.05.2018 N 2/18 заявитель был выбран управляющей компанией многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Подольск, мкр. Кузнечики, бульвар 65-летия Победы, д. 2.
В дальнейшем в соответствии с Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 28.11.2021 г. общество вновь выбрано в качестве управляющей организации.
В соответствии с Протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 18.11.2021 N 1 в качестве новой управляющей организацией выбрано общество с ограниченной ответственностью "УК Компас".
В связи с избранием новой управляющей организации, инспекцией принято по заявлению ООО "УК "Компас" решение от 15.02.2022 N Р001-5726158671-53103662 о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области, согласно которому управлением многоквартирным домом с 01.03.2022 г. занимается общество с ограниченной ответственностью "УК Компас".
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок внесения изменений в реестр лицензий утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Суды установили, что протокол о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Компас" был оспорен в Подольском городском суде Московской области, в соответствии с которым было вынесено решение об отказе в удовлетворении гражданского иска.
Таким образом, суды пришли к выводу, что инспекция действовала в рамках предусмотренной ЖК РФ и Порядком процедуры внесения изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с чем основания для признания незаконным действий по внесению изменений в реестр лицензий Московской области на основании указанных решений, не имеется.
Между тем, судами не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, к заявлению ООО "Управляющая компания "Наш дом" от 03.12.2021 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области был приложен протокол общего собрания жильцов дома от 28.11.2021. При этом по данному заявлению 28.12.2021 инспекцией принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления со ссылкой на то, что ООО "УК "Наш дом" на момент рассмотрения заявления осуществляет управление данным МКД (т. 1 л.д. 18-20).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 10 Порядка, основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно пункту 16 Порядка в случае принятия решения о приостановлении, рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, но не более чем на 30 рабочих дней.
Согласно пункту 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
С учетом указанных правовых норм судами не дана правовая оценка доводу общества о наличии противоречий в реестре лицензий в связи с отсутствием доказательств о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом от ООО "УК "Наш дом" в совокупности с наличием заявления от ООО "УК Наш Дом" о включении в реестр лицензий с приложением протокола собрания от 28.11.2021, т. е. с более поздней датой, чем протокол собрания, представленный ООО "УК "Компас", и при этом принятии инспекцией оспариваемого решения позднее принятия решения от 28.12.2021 по заявлению ООО "Наш Дом" об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2022 года по делу N А41-9543/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок внесения изменений в реестр лицензий утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 октября 2022 г. N Ф05-24990/22 по делу N А41-9543/2022
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24990/2022
04.04.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4541/2023
26.01.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-9543/2022
24.10.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24990/2022
30.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9818/2022
14.04.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-9543/2022