город Москва |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А40-101405/23-122-798 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Мосгосстройнадзора: Николаева А.В. (дов. N 138 от 27.12.2023 г.), Васильчиковой Л.С. (дов. N 136 от 27.12.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "АБ Центрум": Аванесова А.А. (дов. N 23052023 от 23.05.2023 г.);
рассмотрев 23 января 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Мосгосстройнадзора
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2023 г.,
по делу N А40-101405/23-122-798
по заявлению Комитета государственного строительного надзора города Москвы
к обществу с ограниченной ответственностью "АБ Центрум"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 9.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: в период с 13 по 19 апреля 2023 г. на основании решения Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор, административный орган) от 07 апреля 2023 г. N РСН-1524/23-(0)-0 в отношении общества с ограниченной ответственностью "АБ Центрум" (далее - ООО "АБ Центрум", общество, заявитель) проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства - "Физкультурно-оздоровительный комплекс", расположенного по адресу: г. Москва, Крюково, Панфиловский проспект, корп. 1841 (далее - объект), на предмет соблюдения соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2, 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного законодательства Российской Федерации); соблюдения требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "АБ Центрум" в нарушение частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Раздела 6 утвержденного проекта "Проект организации строительства" (шифр 09032021-ПР-ПОС.ТЧ), листы 34-35 (пункт 7.4.11 СНиПа 12-03-2001 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования") контроль качества строительства осуществляется с нарушением требований, а именно: при производстве строительно-монтажных работ со средствами подмащивания не устанавливаются боковые ограждения (средства подмащивания должны иметь при расположении настила на высоте 1,3 м и более - ограждения и бортовые элементы), что влечет за собой непосредственную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 19 апреля 2023 г. N РСН-1524/23-(0)-0, в котором зафиксированы выявленные нарушения и выдано предписание об устранении нарушений при строительстве реконструкции объекта капитального строительства от 19 апреля 2023 г. N РСН-1524/23-(0)-0.
Ранее ООО "АБ Центрум" решением Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2022 г. N А40-175948/2022 было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
На основании полученных данных 21 апреля 2023 г. в отношении ООО "АБ Центрум" составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 9.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Мосгосстройнадзора в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "АБ Центрум" к административной ответственности на основании части 3 статьи 9.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2023 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Мосгосстройнадзор просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.4 КоАП РФ, ссылаясь на то, что ранее общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ в рамках иного контрольно-надзорного мероприятия, проведенного на основании решения Мосгосстройнадзора от 28 июня 2022 г. N РСН-1951/22-(0)-0 (решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2022 г. по делу N А40-175948/2022). Приведены также доводы о том, что вынесенное в рамках одной проведенной проверки постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ за нарушения, не создающие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, не может являться основанием для применения судом положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, так как выявленные правонарушения являются различными.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "АБ Центрум" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Мосгосстройнадзора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "АБ Центрум" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Действия, связанные с нарушением требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.4 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи.
Федеральным законом от 23 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание, как за совершение одного административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности ООО "АБ Центрум", суды пришли к выводу о том, что ранее общество уже было привлечено к административной ответственности за выявленные в рамкой одной проведенной проверки правонарушения, на основании одного и того же решения о проведении проверки, одним и тем же административным органом, в отношении одного и того же лица, о чем имеется постановление о привлечении общества к административной ответственности от 15 мая 2023 г. N 1730-Ю.
Судами установлено, что 21 апреля 2023 г. административным органом по результатам одной проведенной проверки на основании решения Мосгосстройнадзора от 07 апреля 2023 г. N РСН-1524/23-(0)-0) было составлено два протокола об административных правонарушениях (каждый протокол об административном правонарушении составлен на один объект) по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ и по части 3 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением Мосгосстройнадзора по делу об административном правонарушении от 15 мая 2023 г. N 1730-Ю ООО "АБ Центрум" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Таким образом, в отношении ООО "АБ Центрум" было вынесено несколько протоколов об административном правонарушении, правонарушения по которым выявлены в рамках одной проверки, по одним и тем же основаниям, одним и тем же административным органом, в отношении одного и того же лица.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 9.4 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2023 г. по делу N А40-101405/23-122-798 оставить без изменения, кассационную жалобу Мосгосстройнадзора - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что 21 апреля 2023 г. административным органом по результатам одной проведенной проверки на основании решения Мосгосстройнадзора от 07 апреля 2023 г. N РСН-1524/23-(0)-0) было составлено два протокола об административных правонарушениях (каждый протокол об административном правонарушении составлен на один объект) по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ и по части 3 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением Мосгосстройнадзора по делу об административном правонарушении от 15 мая 2023 г. N 1730-Ю ООО "АБ Центрум" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Таким образом, в отношении ООО "АБ Центрум" было вынесено несколько протоколов об административном правонарушении, правонарушения по которым выявлены в рамках одной проверки, по одним и тем же основаниям, одним и тем же административным органом, в отношении одного и того же лица.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 9.4 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 января 2024 г. N Ф05-34129/23 по делу N А40-101405/2023