город Москва |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А40-23702/22-139-191 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Геомар": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Росприроднадзора: Рыбакова Р.И. (дов. N СР-40/5 от 17.02.2022 г.);
рассмотрев 20 октября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Геомар"
на определение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2022 г.,
по делу N А40-23702/22-139-191
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геомар"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным предписания от 20 декабря 2021 г. N 0904-133ВН-П/151-1221,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Геомар" (далее - ООО "Геомар", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) о признании незаконным предписания от 20 декабря 2021 г. N 0904-133Вн-П/151-1221.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2022 г., заявление ООО "Геомар" оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ООО "Геомар" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемое предписание выдано по результатам проверки исполнения ранее выданных предписаний от 13 июля 2021 г. N 0904-219Вн-П/068-0621 и от 07 декабря 2020 г. N 0904-59Вн-П/016-1020 и до вступления в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), устанавливающего обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
В отзыве на кассационную жалобу Росприроднадзор просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Росприроднадзора с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель ООО "Геомар" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Росприроднадзора, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия его к производству суд установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено Федеральным законом или договором.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона N 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 39 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
На основании части 3 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ указанная норма вступает в силу с 01 января 2023 г.
Вместе с тем частью 13 статьи 98 указанного закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 01 июля 2021 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 01 июля 2021 г.
Пунктам 22, 23, 24 указанного Перечня Федеральный государственный экологический контроль (надзор), Федеральный государственный геологический контроль (надзор), Федеральный государственный земельный контроль (надзор) входит в Перечень видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок с 01 июля 2021 г.
Таким образом, с 01 июля 2021 г. для обжалования в арбитражном суде ненормативных актов, принятых при осуществлении видов контроля в области Федерального государственного экологического контроля (надзора), Федерального государственного геологического контроля (надзора), Федерального государственного земельного контроля (надзора), внесенных по результатам проведенного после 01 июля 2021 г. государственного контроля (надзора), от заявителя требуется соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", в силу абзаца третьего части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по категориям дел об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ, положения которого вступают в силу с учетом особенностей, установленных статьей 98 указанного федерального закона.
Оставляя заявление ООО "Геомар" без рассмотрения, суды указали на несоблюдение обществом обязательного досудебного порядка урегулирования спора, поскольку проверка, по результатам которой было вынесено оспариваемое предписание, проведена после 01 июля 2021 г., следовательно, его обжалование в судебном порядке возможно только после его рассмотрения в административном порядке.
При этом судами установлено, что оспариваемое предписание от 20 декабря 2021 г. N 0904-133Вн-П/151-1221 вынесено по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании решения о проведении внеплановой проверки от 03 декабря 2021 г. и акта проверки от 20 декабря 2021 г. N 0904-133Вн-А/151-1221.
Доказательства соблюдения заявителем досудебного обжалования предписания контролирующего органа в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для оставления заявления общества без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2022 г. по делу N А40-23702/22-139-191 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Геомар" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 01 июля 2021 г.
...
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", в силу абзаца третьего части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по категориям дел об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ, положения которого вступают в силу с учетом особенностей, установленных статьей 98 указанного федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 октября 2022 г. N Ф05-28189/22 по делу N А40-23702/2022