город Москва |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А40-220073/21 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе судьи Кобылянского В.В., рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на принятые в порядке упрощенного производства
решение от 18 апреля 2022 года
Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 07 июля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к акционерному обществу "Военторг"
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ: Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "Военторг" (далее - ответчик, ОАО "Военторг") с иском о взыскании 715 795,95 руб. штрафа по государственному контракту.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного Московской области от 18 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскан штраф в размере 553 113,89 руб.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и удовлетворить исковые требования в полном объеме, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов истец указывает на необоснованность выводов судов об уменьшении размера штрафа по нарушению, допущенному соисполнителем по контракту - ООО "Потенциал", истцом представлены доказательства нарушения указанным юридическим лицом обязательств по контракту, ответчиком не представлено доказательств, исключающих отсутствие его вины в совершении вменяемого нарушения, следовательно, вина является доказанной; суды пришли к ошибочному выводу, что размер штрафа за указанное нарушение должен определяться исходя из положений подпункта "а" пункта 3 Правил N 1042, согласно которому стоимость этапа оказания услуг, в рассматриваемом случае 3 253 641,34 руб. умножается на 10%, судами применен не подлежавший применению подпункт "б" пункта 3 Правил N 1042, согласно которому размер штрафа устанавливается в размере 5 % процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб. (включительно).
ОАО "Военторг" представило отзыв с возражениями на кассационную жалобу.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Минобороны России (заказчик) и АО "Военторг" (исполнитель) заключен государственный контракт от 30.01.2019 N 300119/ВП на оказание услуг по питанию для нужд Минобороны России в 2019-2021 годах, по условиям которого исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказывать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с пунктом 3.2.1. контракта исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказывать услуги в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 3.2.2. контракта исполнитель обязан обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным, ветеринарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами заказчика и контрактом.
В силу пункта 3.2.3. контракта исполнитель обязан ежедневно оказывать услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до исполнителя получателем.
Согласно пункту 3.1.2. контракта исполнитель вправе привлекать к выполнению контракта соисполнителей (третьих лиц). При этом исполнитель самостоятельно осуществляет контроль за соответствием привлекаемых к выполнению контракта соисполнителей. Невыполнение соисполнителем обязательств перед исполнителем не освобождает исполнителя от выполнения контракта.
В соответствии с пунктами 8.3, 8.4 контракта исполнитель уплачивает заказчику штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042. Штраф предъявляется по каждому факту выявления нарушений, о чем составляется соответствующий акт.
В силу пункта 3 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке: а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. руб.; б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб. (включительно).
Пунктом 6.4 контракта предусмотрено, что в случае выявления в ходе оказания услуг несоответствия их условиям контракта получатель с привлечением исполнителя составляют акт о выявленных недостатках по форме, установленной приложением N 7 к контракту.
Составленный акт подписывается заказчиком и исполнителем. Исполнитель вправе отразить в акте особое мнение (возражение) по факту выявленного нарушения. В случае отказа исполнителя от подписи акта, акт подписывается членами комиссии, назначенной приказом заказчика (или получателя услуг), либо иным уполномоченным на проверки лицом. При этом в акте производится отметка об отказе исполнителя подписать акт.
Ссылаясь на то, что в нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 контракта исполнитель не обеспечил соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным контрактом, заказчик рассчитал штраф по выявленным нарушениям, размер которого составил 715 795,95 руб.
Поскольку направленная в адрес ответчика претензия с требованием об оплате штрафа оставлена без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения статей 309, 310, 329, 330, 421, 431, 424, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт нарушения ответчиком обязательств по контракту, проверив представленный истцом расчет штрафа, установив, что представленный расчет не соответствует условиям договора и пункта 3 Постановления N 1042, что размер штрафа должен составить 5 % от цены этапа -3 253 641,34 руб. (162 682,06 руб.), произведя перерасчет штрафа, пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание штрафа в размере 553 113,89 руб., в связи с чем, удовлетворили исковые требования частично.
Суд округа не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку сводятся к несогласию с выводами судов и, по сути, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд округа обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2022 года по делу N А40-220073/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке: а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. руб.; б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб. (включительно).
...
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения статей 309, 310, 329, 330, 421, 431, 424, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт нарушения ответчиком обязательств по контракту, проверив представленный истцом расчет штрафа, установив, что представленный расчет не соответствует условиям договора и пункта 3 Постановления N 1042, что размер штрафа должен составить 5 % от цены этапа -3 253 641,34 руб. (162 682,06 руб.), произведя перерасчет штрафа, пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание штрафа в размере 553 113,89 руб., в связи с чем, удовлетворили исковые требования частично."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2022 г. N Ф05-24739/22 по делу N А40-220073/2021