г. Москва |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А40-14344/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Департамента городского имущества города Москвы - Куприянова Д.Ю. (представителя по доверенности от 29.12.2021),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Ноберцевой Л.В. (представителя по доверенности от 17.01.2022),
от государственного бюджетного учреждения города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 20.10.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 07.04.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 13.07.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-14344/2022
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании уведомления,
третье лицо: государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) о признании незаконным уведомления от 12.11.2021 N КУВД-001/2021-32170376/8 об отказе в государственном кадастровом учете; об обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8 в соответствии с межевым планом от 12.10.2021.
В качестве третьего лица в деле участвует государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе департамент просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам, неполное исследование доказательств.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить, представитель управления возражал против ее удовлетворения.
Учреждение, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражные суды установили, что согласно сведениям из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001013:8 площадью 557 кв. м. с адресным ориентиром: г. Москва, проезд Китайгородский поставлен на кадастровый учет 01.01.2007.
На этот земельный участок зарегистрировано право собственности города Москвы и право постоянного (бессрочного) пользования государственного автономного учреждения культуры города Москвы "Парк Зарядье".
При этом в разделе "Особые отметки" выписки из ЕГРН содержатся сведения о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В целях уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8 департамент издал распоряжение от 02.07.2019 N 25393Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8".
В ходе проведения работ на основании данного распоряжения был подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в управление.
Управлением уведомлением от 12.11.2021 N КУВД-001/2021-32170376/8 по результатам рассмотрения представленных документов в осуществлении государственного кадастрового учета отказано в связи с тем, что нарушены положения части 10 статьи 22 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон), документы, включенные в состав Приложения межевого плана не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка.
Не согласившись, департамент оспорил данное уведомление в судебном порядке.
Признавая заявление департамента не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что представленные департаментом документы не соответствуют требованиям, предусмотренным частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ.
При этом суды указали, что на представленной копии с цифрового топографического плана 1996 года создания по данному делу происходит изменение конфигурации существующего земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8 на 31 кв. м. Документ, предусмотренный частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ на изменение конфигурации земельного участка, в состав межевого плана не включен. Распоряжение департамента от 02.07.2019 N 25393Б не является документом, предусмотренным частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ (срок менее 15 лет); на представленной копии с цифрового топографического плана 1996 года создания, границы земельного участка отрисованы синей линией (нанесены по координатам, приложенным к письму от 15.05.2020 N ДГИ-И-31735/20) (менее 15 лет).
Суды отметили, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Суды сочли, что невнесение регистрирующим органом сведений в отношении уточнения местоположения заявленного объекта недвижимости, описание местоположения осуществлено в рамках действующего законодательства и на основании технической документации, с учетом межевого плана, в котором не отражены сведения указанные выше.
Между тем в силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основанием для проведения кадастрового учета являются, в том числе межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно требованиям статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ.
По доводам департамента, целью кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка является определение нормативной точности координат характерных точек границ и площади земельного участка.
Департамент утверждает, что границы уточняемого земельного участка существуют на местности более 15 лет и полностью соответствуют границам, отображенным в копии с цифрового топографического плана 1996 года и протоколам городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию из ГБУ "ЦГА Москвы" - от 04.09.2002 N 33, от 11.09.2002 N 34, от 05.11.2002 N 42. При этом местоположение координат характерных точек н1, н2, 5, 4, 3, н3, 2 уточняемого земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8 не изменилось и соответствует ЕГРН. Границы н1-н2-5-4-3-н3-2-н1 уточняемого земельного участка существуют на местности более 15 лет и полностью соответствуют границам, отображенным на Плане земельного участка, являющегося Приложением N 2 к договору. Границы н1-н2-5-4-3-н3-2-н1 закреплены на местности с помощью кирпичных стен здания - объекта культурного наследия Стена Китай-города с нижней частью Варваринской башни, 1534-1538 годы с кадастровым номером 77:01:0001013:4792.
Земельный участок сформирован для целей эксплуатации указанного объекта культурного наследия, имеет вид разрешенного использования "эксплуатация здания историко-культурного назначения".
Таким образом, по мнению департамента, земельный участок согласно представленному межевому плану формируется под объектом культурного наследия - "Стена Китай города" в его габаритах. Период постройки - 1534 - 1538, то есть данный объект существует на местности уже почти 500 лет.
При этом, как утверждает департамент, соответствующие сведения приведены в межевом плане, заключении кадастрового инженера.
Данные доводы судами первой и апелляционной инстанции не проверены и обжалуемые судебные акты не содержат мотивы, по которым эти доводы были отклонены.
Судами не оценены утверждения департамента о том, что границы, указанные в распоряжении департамента от 02.07.2019 N 25393Б, полностью соответствуют Проекту межевания территории квартала (участок N 16), о том, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8 определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной в установленном порядке распоряжением департамента от 09.06.2020 N 17452Б и представленной в Приложении к межевому плану. При этом границы, указанные в названном распоряжении полностью соответствуют границам, отображенным в цифровом топографическом плане 1996 года.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А40-14344/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно требованиям статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
...
В соответствии с пунктом 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2022 г. N Ф05-26336/22 по делу N А40-14344/2022
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26336/2022
02.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15027/2023
25.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-14344/2022
27.10.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26336/2022
13.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34078/2022
07.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-14344/2022