г. Москва |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А40-8272/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 31.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от АО "Строймеханизация-900": Горячева Н.В. по доверенности от 13.12.2021, паспорту;
от Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы посредством системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): Руденко М.В. по доверенности от 13.12.2021, по доверенности от 10.12.2021, паспорту
рассмотрев 20.10.2022 после перерыва 26.10.2022 в судебном заседании с использованием системы "Картотека арбитражных дел" (он-лайн заседание) кассационную жалобу
АО "Строймеханизация-900"
на решение от 19.04.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 07.07.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-8272/2022
по заявлению АО "Строймеханизация-900"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
об оспаривании отказа,
третье лицо: Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Строймеханизация-900" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Заинтересованное лицо, Департамент, ДГИ) о признании незаконным отказа Департамента городского имущества г. Москвы в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003019:8414, выраженного в письме исх. 33-5-622/22-(0)-1 от 13.01.2022 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено Правительства Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022, в удовлетворении заявления АО "Строймеханизация-900" отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал требования кассационной жалобы, представитель Департамента и Правительства Москвы возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав позиции представителей лиц, участвующих в деле, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что акционерному обществу "Строймеханизация-900" на праве собственности принадлежит: нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0003019:1142, расположенное по адресу: г. Москва, проезд Окружной, д. 8, стр. 2, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 10.04.2021 N 99/2021/386152660; нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0003019:1141, расположенное по адресу: г. Москва, проезд Окружной, д. 8, стр. 1, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 10.04.2021 N 99/2021/386246309; нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0003019:1144 расположенное по адресу: г. Москва, проезд Окружной, д. 8, стр. 4, что подтверждается Выпиской из ЕГРН10.04.2021 N 99/2021/386157921; нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0003019:8421 расположенное по адресу: г. Москва, проезд Окружной, д. 8, стр. 3 что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 11.11.2021 N99/2021/430130306.
В целях надлежащей эксплуатации указанных нежилых зданий между Департаментом и АО "Строймеханизация-900" заключен договор аренды от 25.05.2017 N М-03-050654 (далее - Договор аренды, Договор) земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003019:8414, со сроком действия до 19.01.2066.
На основании распоряжения Департамента от 21.02.2017 N 4710 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003019:8414", указанному земельному участку установлено следующее разрешенное использование:
1) деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7));
2) склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9));
3) обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3));
4) обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).
Сведения о названном выше разрешенном использовании участка в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
10.01.2022 АО "Строймеханизация-900" обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением вх. N 33-5-622/22-(0)-0) с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003019: 8414 в порядке предоставления государственной услуги "Изменение разрешенного использования земельного участка" в соответствие с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.9 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
13.01.2022 Департаментом городского имущества г. Москвы принято решение N 33-5-622/22-(0)-1 об отказе в приеме документов, в соответствие с пунктом 2.8.1.3 Административного регламента.
Посчитав указанный отказ Департамента необоснованным и незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
3) заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 1 настоящего
Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в п. 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в т.ч. в порядке, установленном ст. 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме;
4) административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу действия п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Предоставление испрашиваемой АО "Строймеханизация-900" государственной услуги города Москвы осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным п. 1.9 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент, Регламент).
Согласно п. 2.12.1 подраздела 2.12 "Результат предоставления государственной услуги" раздела 2 "Стандарт предоставления государственной услуги" Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является:
2.12.1.1. Направление распоряжения Департамента о выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка.
2.12.1.2. Направление отказа в предоставлении государственной услуги.
Из содержания приведенных положений Административного регламента следует, что в результате предоставления государственной услуги города Москвы "Изменение разрешенного использования земельного участка" Департаментом, как уполномоченным органом государственной исполнительной власти города Москвы, принимается властное решение о предоставлении заявителю испрашиваемой им услуги путем издания соответствующего распорядительного акта об изменении существующего вида разрешенного использования земельного участка либо же об отказе в подобном предоставлении.
Между тем, Административный регламент также предусматривает случаи, при наступлении которых Департаментом заявка заявителя о предоставлении требуемой им государственной услуги города Москвы не может быть рассмотрена по существу.
В частности, п. 2.8.1.3 подраздела 2.8 "Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги" раздела 2 "Стандарт предоставления государственной услуги" Административного регламента установлено, что основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: несоответствие представленных запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом.
Письмом исх. от 13.01.2022 N 33-5-622/22-(0)-1, на основании п. 2.8.1.3 подраздела 2.8 "Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги" раздела 2 "Стандарт предоставления государственной услуги" Административного регламента, Департаментом отказано в приеме документов, необходимых для предоставления испрашиваемой Заявителем государственной услуги города Москвы.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов.
Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки (далее также ПЗЗ) определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу п. 9 ст. 1 ГрК РФ, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ установлено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.ч. 2, 2.1 ст. 37 ГрК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
В силу п. 8 ст. 1 ГрК РФ Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
ПЗЗ города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы".
Суды установили, что согласно ПЗЗ города Москвы, земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003019:8414 расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") и изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только путем внесения изменений в ПЗЗ, в связи с чем пришли к выводу о правомерности оспариваемого акта.
Вопреки доводам кассационной жалобы управления, выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении приведенных норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу N А40-8272/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ установлено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.ч. 2, 2.1 ст. 37 ГрК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
...
В силу п. 8 ст. 1 ГрК РФ Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
ПЗЗ города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2022 г. N Ф05-26391/22 по делу N А40-8272/2022