г. Москва |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А41-70243/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Анциферовой О.В., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: Каменский А.С. по дов. от 01.02.2022 года;
от ответчика: Чикишева Е.А. по дов. от 08.02.2022 года;
рассмотрев 25 октября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Шереметьевской таможни
на решение от 06 мая 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
постановление от 14 июля 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению ООО "ВЭД-Сервис"
к Шереметьевской таможне
о признании незаконным требования,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЭД-Сервис" (далее - ООО "ВЭД-Сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными требования таможни от 03.09.2021 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10005030/280821/0432203, до выпуска товара; об возложении обязанности на Шереметьевскую таможню устранить нарушения прав и законных интересов OOO "ВЭД-СЕРВИС" путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в общем размере 2 619 525,17 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2022 года, решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Шереметьевская таможня обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт.
Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.
Отзыв на кассационную жалобу представлен и приобщен к материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, ООО "ВЭД-СЕРВИС" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации медицинское изделие, а именно, согласно графе 31 ДТ "Маркировка и количество" задекларированы концентраторы кислородные с функцией мелкодисперсного распыления (в комплектах), предназначены для проведения кислородной (кислородно-воздушной) терапии с лечебной или профилактической целью, применяются в качестве аппарата для производства кислородно-воздушной смеси для поддержки людей, страдающих гипоксией, КОД ОКП 94 4400, ОКПД-2 32.50.50.000, не военного назначения, страна происхождения - Китайская народная республика, таможенная стоимость - 13097625,84 руб., вес брутто/нетто - 9782/8800 кг, классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС - 9019200000.
В целях таможенного оформления таможенному органу заявителем представлена декларации на товары (ДТ): ДТ N 10005030/280821/0432203 с приложением регистрационного удостоверения.
При таможенном декларировании в отношении товара ООО "ВЭД-СЕРВИС" заявлена льгота по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС), взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, что подтверждается сведениями в графах 36 и 47 ДТ.
Суды установили, что с целью подтверждения обоснованности заявленных налоговых льгот представлены в гр. 44 сведения о регистрационном удостоверении РЗН 2019/8983, выданным в отношении медицинского изделия "Концентратор кислородный".
Регистрационным удостоверением предусмотрены различные варианты исполнения медицинского изделия. Так, варианты исполнения "Y007-3W" и "Y007-5W" предусматривают следующий состав: 1. Концентратор кислородный, 2. Воздушный фильтр - 2 комплекта (при необходимости), 3. Сетевой шнур - 1 шт. (при необходимости), 4. Плавкий трубчатый предохранитель - 2 шт. (при необходимости), 5. Руководство по эксплуатации - 1 шт. (при необходимости), 6. Воздуховод - 1 шт. (при необходимости), 7. Медицинская чаша - 1 шт. (при необходимости), 8. Загубник/маска - 1 шт. (при необходимости).
Таможенный орган направил в адрес заявителя оспариваемое требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 03.09.2021, согласно которому освобождение от уплаты НДС по ДТ 10005030/280821/0432203 не представляется возможным, поскольку в результате проведенного досмотра (АТД 10005020/300821/118332) установлено, что фактически в состав задекларированных кислородных концентраторов входит, в том числе, изделие: "щетка-шомпол полимерная", которая не поименована в Регистрационном удостоверении.
Суды установили и что следует из материалов дела, что в соответствии с подп. "г" п. 37 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий": в случае изменения количества единиц медицинского изделия или его составных частей, комплектующих, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, необходимо внести изменения в документы, содержащиеся в регистрационном досье.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы); льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).
Льготы по уплате таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 136 Таможенного кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 54 Таможенного кодекса таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и льгот по уплате налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, при соблюдении условий предоставления таких льгот, при использовании товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, а также при соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, за исключением случаев отказа декларанта от таких льгот.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
При этом согласно тому же подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В соответствии пунктом 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Согласно пункту 4 статьи 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий, Правила) предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, при таможенном декларировании в отношении товара обществом заявлена льгота по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС), взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, что подтверждается сведениями в графах 36 и 47 ДТ.
С целью подтверждения обоснованности заявленных налоговых льгот представлены в гр. 44 сведения о регистрационном удостоверении РЗН 2019/8983, выданным в отношении медицинского изделия "Концентратор кислородный".
Общество также представило документы, подтверждающие соответствие характера ввозимых товаров и их комплектующих и принадлежностей условиям предоставления освобождения от уплаты НДС и ввозной таможенной пошлины.
Кроме того, в ответ на запрос Шереметьевской таможни ООО "ВЭД-СЕРВИС" представлен паспорт от производителя/продавца Jiangsu Folee Medical Equipment Co., Ltd. На английском языке с предоставлением информации по пульту управления и щетке-шомполу и перевод на русский язык.
Согласно представленному паспорту изделия концентратор кислородный в вариантах исполнения, заявленного к таможенному оформлению: в комплектацию включена щетка-шомпол полимерная - 1 шт. (стр. 11); согласно п. 7.1 указанного паспорта (стр. 18) щетка-шомпол используется для очистки всех деталей концентратора после использования.
В соответствии с п. 3.2 раздела 3 ГОСТ 31508-2012 Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования принадлежности: Предметы, самостоятельно не являющиеся медицинскими изделиями и по целевому назначению применяемые совместно с медицинскими изделиями либо в их составе для того, чтобы медицинское изделие могло быть использовано в соответствии с целевым назначением.
При этом в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Соответственно, действующее законодательство позволяет осуществлять ввоз принадлежностей к медицинским изделиям, указанных в регистрационном удостоверении, на основании данного документа.
Действующее законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения, которым установлен запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере (п. п. 1, 2 ст. 3 НК РФ).
Таким образом, как верно указали суды, право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, и при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности, а также по количественным составляющим.
Учитывая изложенное, заявителем выполнены в полном объеме требования, установленные ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, путем представления документов, подтверждающих право на пониженные ставки НДС, осуществление возврата излишне уплаченного НДС.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суды делают правильный вывод, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2022 года по делу N А41-70243/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действующее законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения, которым установлен запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере (п. п. 1, 2 ст. 3 НК РФ).
Таким образом, как верно указали суды, право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, и при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности, а также по количественным составляющим.
Учитывая изложенное, заявителем выполнены в полном объеме требования, установленные ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, путем представления документов, подтверждающих право на пониженные ставки НДС, осуществление возврата излишне уплаченного НДС."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2022 г. N Ф05-26264/22 по делу N А41-70243/2021