г. Москва |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А40-14873/2022 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Петропавловской Ю.С.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение от 14 апреля 2022 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 28 июня 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-14873/2022
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Центральному управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании незаконными и отмене постановления Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - служба, административный орган) от 19 января 2022 года N 322320060143 о привлечении к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Судами установлено, что по результатам проверки, проведенной в период с 12:15 до 12:20 17.12.2021 Восточной транспортной прокуратурой на платформах остановочного пункта Заполицы, расположенных по адресу: Московская область, г.о. Орехово-Зуево, вблизи пос. Заполицы в границах полосы отвода железной дороги остановочного пункта Заполицы Казанского направления Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", расположение согласно координатам GPS - 55.56 гр. северной широты, 39.22 гр. восточной долготы, выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения.
Согласно требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочие), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.
В соответствии с требованиями ст. 3 Закона Московской области от 22.10.2009 121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, в том числе станции и остановки пригородного пассажирского транспорта входят в перечень объектов, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных граждан.
Указанные требования реализуются в Своде правил СП 59.13330.2 12 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012).
В ходе проверки административным органом установлено, что на платформах отсутствуют пандусы с поручнями и подъемные устройства (п. 4.1.14 СП 59.13330.2012); отсутствуют знаки доступности объекта транспортной инфраструктуры для инвалидов, в том числе обозначение путей движения и зон посадки (п.4.1.1, 4.1.3. 5.5.1. СП 59.13330.2012); отсутствуют тактильные указатели краев платформ (п. 7.4.15 СП 59.13330.2012); отсутствует дублирование визуальной информации речевой, а также звуковой (речевой) информации текстовой информацией (п. 7.4.15 СП 59.13330.2012); краевые ступени лестничных маршей платформ не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012); краевые ступени лестничных маршей платформ не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2012).
Доступность маломобильных групп населения и инвалидов к инфраструктуре железнодорожного транспорта не обеспечена.
Таким образом, ОАО "РЖД" допущено уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, за что в соответствии с требованиями ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
19.01.2022 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 322320060143 о назначении административного наказания, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20.000 до 30.000 рублей.
Объектом данного правонарушения, выступают общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур вМосковской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе объекты и сооружения транспортного обслуживания населения (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, станции и остановки всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В соответствии ст. 4 Закона Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-03 объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: средствами визуальной и звуковой информации; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами -автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей, остановок городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования; пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в подземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
Судами установлено, что на платформах остановочного пункта Заполицы, расположенных по адресу: Московская область, г.о. Орехово-Зуево, вблизи пос. Заполицы в границах полосы отвода железной дороги остановочного пункта Заполицы Казанского направления Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", расположение согласно координатам GPS - 55.56 гр. северной широты, 39.22 гр. восточной долготы, выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения.
Факт принадлежности инфраструктуры ОАО "РЖД" подтвержден материалами дела и не оспаривается.
Суды отклонили доводы общества о применении положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам.
Исходя из требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям исооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Пунктом 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" предусмотрено, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вместе с тем, указание на применение положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды.
Несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации. С учетом природы административной ответственности, ответственность за административное правонарушение несет то лицо, которое является собственником элемента благоустройства (пассажирских платформ) на момент совершения соответствующего административного правонарушения и в данном случае ОАО "РЖД" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен, с учетом правил, определенных ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из обжалуемых судебных актов, требования КоАП РФ к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания в рассматриваемом случае соблюдены.
Оснований, предусмотренных статьей 288.2 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 285 - 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года по делу N А40-14873/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации. С учетом природы административной ответственности, ответственность за административное правонарушение несет то лицо, которое является собственником элемента благоустройства (пассажирских платформ) на момент совершения соответствующего административного правонарушения и в данном случае ОАО "РЖД" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен, с учетом правил, определенных ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года по делу N А40-14873/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2022 г. N Ф05-24653/22 по делу N А40-14873/2022