г. Москва |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А40-201228/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 31.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Уддиной В.З.,
судей Зеньковой Е.Л., Холодковой Ю.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Титовой О.С. - Рамазанова А.Р. по доверенности от 13.01.2022 года,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Финансовая грамотность"
на определение Арбитражного суда города Москвы от 16 мая 2022 года,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2022 года
о завершении процедуры реализации имущества должника и освобождении от обязательств
по делу о несостоятельности (банкротстве) Титовой О.С.,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 ноября 2021 года Титова Олеся Сергеевна (ИНН 772479792660) признана несостоятельной (банкротом). В отношении Титовой Олеси Сергеевны (далее - должник) введена процедура реализации имущества должника сроком на шесть месяцев. Финансовым управляющим должника утвержден Гордеев Дмитрий Анатольевич (далее - финансовый управляющий) (ИНН 502604931271), член Ассоциации СОАУ "МЕРКУРИЙ".
В Арбитражном суде города Москвы рассмотрен отчет финансового управляющего о результатах проведения реализации имущества гражданина.
От финансового управляющего поступили и отчет о проделанной работе с приложением подтверждающих документов и ходатайство о завершении процедуры реализации имущества должника.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2022 года, завершена процедура реализация имущества должника, Титова Олеся Сергеевна освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Финансовая грамотность" (далее - заявитель кассационной жалобы) обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от финансового управляющего должника поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции 24 октября 2022 года представитель должника возражал против удовлетворения жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле лица своих представителей не обеспечили, что согласно положениям части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела, финансовый управляющий, реализовав все возложенные на него функции и обязанности, в том числе по совершению публикаций в газете "Коммерсантъ" и в ЕФРСБ о признании должника несостоятельным (банкротом), по принятию мер, направленных на выявление имущества должника, формирование реестра требований кредиторов, предоставление отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника, а также по совершению иных действий, предусмотренных Законом о банкротстве, обратился с ходатайством о завершении процедуры банкротства в отношении должника сославшись на выполнение всех мероприятий в процедуре банкротства, отметив добросовестность должника в ходе проведения банкротных процедур.
Установив отсутствие оснований для продления процедуры, а также для неосвобождения должника от имеющихся обязательств, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости завершения процедуры реализации имущества и освобождения от дальнейшего исполнения обязательств, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев. Указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В процедуре реализации имущества финансовый управляющий осуществляет действия, направленные на формирование конкурсной массы: анализирует сведения о должнике, выявляет имущество гражданина, в том числе находящееся у третьих лиц, обращается с исками о признании недействительными подозрительных сделок и сделок с предпочтением по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве, об истребовании или о передаче имущества гражданина, истребует задолженность третьих лиц перед гражданином и т.п. (пункты 7 и 8 статьи 213.9, пункты 1 и 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина (пункт 2 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Исходя из приведенных положений Закона о банкротстве, арбитражный суд при рассмотрении вопроса о завершении процедуры реализации имущества гражданина должен с учетом доводов участников дела о банкротстве проверить совершение финансовым управляющим действий по формированию конкурсной массы в целях расчетов с кредиторами, проверить, исчерпаны ли возможности для удовлетворения требований конкурсных кредиторов за счет конкурсной массы должника. Сведения, содержащиеся в отчете финансового управляющего и в прилагаемых к нему документах, должны подтверждать указанные обстоятельства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае все необходимые мероприятия в ходе процедуры банкротства финансовым управляющим выполнены в полном объеме.
Доказательств, подтверждающих реальную возможность пополнения конкурсной массы должника, и документов, с очевидностью свидетельствующих о том, что дальнейшее продление процедуры банкротства гражданина будет направлено на уменьшение его долгов и погашение задолженности перед кредиторами, в материалы настоящего дела не представлено.
При этом судом апелляционной инстанции отклонены доводы заявителя жалобы о неполном исследовании судом первой инстанции обстоятельств дела, а именно договора займа от 11 сентября 2019 года и соглашения от 29 января 2021 года о прекращении обязательства заемщика представлением отступного на земельный участок, и фактической фиктивности указанных сделок по правилам статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на вывод активов должника, поскольку финансовый управляющий не нашел оснований для признания сделок должника недействительными, а кредитором законность действий/бездействия финансового управляющего не оспорены, отметив, что добросовестность и разумность действий финансового управляющего в реализации им своих прав предполагается, если не доказано иное.
Принимая во внимание, что все мероприятия в рамках процедуры реализации имущества гражданина выполнены, исходя из положений статьи 213.28 Закона о банкротстве суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для завершения процедуры реализации имущества должника.
В силу пункта 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.
Финансовым управляющим в ходе процедуры банкротства не были выявлены признаки преднамеренного и фиктивного банкротства должника, гражданин представил необходимую для проведения процедуры информацию, в ходе процедуры не привлекался к административной и уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве.
На момент принятия судом первой инстанции определения о завершении процедуры реализации имущества в отношении должника какие-либо препятствия для завершения процедуры реализации имущества гражданина и освобождения от исполнения требований кредиторов отсутствовали.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения апелляционного суда, не опровергают его выводов и направлены на их переоценку, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции также не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2022 и постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А40-201228/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу - оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.З. Уддина |
Судьи |
Е.Л. Зенькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
...
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2022 г. N Ф05-23676/22 по делу N А40-201228/2021