г. Москва |
|
28 октября 2022 г. |
Дело N А40-77371/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Дербенева А.А., Каменской О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Шашлов И.С., Моисеев А.А., по доверенности от 11.04.2022
от заинтересованного лица: Сучкова О.В., по доверенности от 25.07.2022
рассмотрев 24 октября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 27)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2022,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Союзнефтегазсервис"
к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 27)
о признании недействительными акта проверки, решения,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 признано недействительным решение Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 27) (далее - фонд) от 02.12.2021 в части начисления недоимки по страховым взносам общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Союзнефтегазсервис" (далее - заявитель) на сумму 437 272,11 руб., образовавшейся за период с 01.01.2021 по 30.06.2021, а также соответствующие им суммы штрафа в размере 87 454,42 руб.; признаны незаконными действия фонда о назначении заявителю 01.01.2021 максимального страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для ООО НПО "СНГС" в размере 2,8 процента.
Не согласившись с данными выводами судов, фонд обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на несоблюдение страхователем установленного срока предоставления документов, и обоснованность применения повышенного страхового тарифа.
В материалы дела заявителем представлен отзыв на кассационную жалобу, по доводам которой возражает, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители лиц участвующих в деле поддержали приведенные в жалобе и представленном в материалы дела отзыве доводы, дали пояснения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, 28.10.2021 в адрес общества по почте поступил акт N 77272110074001 камеральной проверки ООО НПО "СНГС" от 20.10.2021 (далее - Акт), составленный на основе камеральной проверки правильности исчисления, полноты и своевременной уплаты (перечисленных) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонда социального страхования Российской Федерации по установленному законодательством Российской федерации тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), также правомерности производственных расходов страхователем на выплату страхового обеспечения страхователем, за первое полугодие 2021 года.
В соответствии с указанным Актом выявлена недоимка по страховым взносам ООО НПО "СНГС" на сумму 437 272,11 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2021 по 30.06.2021, расходы, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов -составляют 0,00 рублей.
Согласно акту ООО НПО "СНГС" нарушило законодательство Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части: неуплата или полная неуплата сумм страховых взносов в результате неправильного исчисления сумм страховых взносов, согласно ст. 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, выявлено нарушение в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - нарушение в части применения тарифа.
На основании акта вынесено решение от 02.12.2021 N 772721100742003 о взыскании с ООО НПО "СНГС" суммы неуплаченных страховых взносов за период 01.01.2021 - 30.06.2021 в размере 437 272,11 руб. и пени, в размере 2 397,77 руб., а также привлечь ООО НПО "СНГС" к ответственности предусмотренной ст. 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ за нарушение - неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 87 454,42 руб.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с представленным в материалы дела документам основной вид экономической деятельности общества - "Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуг - 62.0" (ОКВЭД 62.0).
В 2021 году в срок, установленный в пункте 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (до 15.04.2021 года), заявитель не представил в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами, что повлекло вынесение Уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исходя из тарифа - 2,8%.
Судом установлено, что 30.12.2021 исх. N 4374 страхователь направил в Фонд полный комплект документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности ОКВЭД 72.1 "Научные исследования и разработка в области естественных и технических наук" (подтверждение основного вида экономической деятельности заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год), к которому применяется 1 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу в размере 0,2%.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, удовлетворяя заявленные требования в части, исходили из того, что вид фактически осуществляемой страхователем деятельности подлежит определению с учетом основного вида деятельности, фактически осуществляемого страхователем.
При этом суды верно исходили из того, что подтверждение основного вида экономической деятельности с нарушением срока (но в пределах расчетного периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение) не может являться основанием для применения наивысшего тарифа на обязательное социальное страхование, учитывая отсутствие доказательств, при наличии которых фонд пришел к выводу, что страхователь осуществлял деятельность, относящуюся к более высокому классу профессионального риска, и что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 20-му классу профессионального риска.
По смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
С учетом установленных фактических обстоятельств, нормы права судами применены верно.
Вопреки доводам кассационной жалобы, предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Приводимые доводы кассационной жалобы повторяют позицию фонда по делу, не опровергают выводы судов о незаконности оспариваемого решения, поскольку в рассматриваемой ситуации фонд должен был принять соответствующее решение об определении размера страхового тарифа с учетом представленных страхователем документов.
Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по делу N А40-77371/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, удовлетворяя заявленные требования в части, исходили из того, что вид фактически осуществляемой страхователем деятельности подлежит определению с учетом основного вида деятельности, фактически осуществляемого страхователем.
...
По смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
...
Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2022 г. N Ф05-25786/22 по делу N А40-77371/2022