город Москва |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А40-281244/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Белый А.М., доверенность от 01.11.2021; Верин Д.В., доверенность от 08.02.2022; Мешков В.А., доверенность от 20.01.2022; Тимочкин С.Н., доверенность от 20.01.2022;
от заинтересованного лица: Ершова Н.Н., доверенность от 11.01.2022; Рыбаков Р.И., доверенность от 17.02.2022;
рассмотрев 19 - 26 октября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "РИТЭК"
на решение от 12 мая 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19 июля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-281244/21
по заявлению ООО "РИТЭК"
об оспаривании предписания в части
к Росприроднадзору,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РИТЭК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росприроднадзору о признании незаконным предписания от 01.10.2021 N 44-2021-П/П об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части пунктов 1, 3, 6, 14, 15, 19, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 30, 32, 35, 37, 38, 42, 44, 46, 47, 50, 52, 53, 54, 56, 57, 59.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены в части, признаны незаконными пункты 1, 25 и 44 предписания Росприроднадзора от 01.10.2021 N 44-2021-П/П.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2022 года принят отказ ООО "РИТЭК" от требований в части признания незаконными пунктов 14, 28 и 19 в части, касающейся эксплуатации объекта капитального строительства: куста скважин N К-1722 в отсутствие проектной документации на обустройство и документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию и соответствие проекту предписания Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 01.10.2021 N 44-2021-П/П; в указанной части решение суда первой инстанции отменено, производство в этой части прекращено; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "РИТЭК" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение в части признания незаконными пунктов 1, 25 и 44 предписания Росприроднадзора от 01.10.2021 N 44-2021-П/П об устранении выявленных нарушений обязательных требований оставить в силе, постановление в части прекращения производства по делу по пунктам 14, 28 и 19 в части, касающейся эксплуатации объекта капитального строительства: куста скважин N К-1722 в отсутствии проектной документации на обустройство и документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию и соответствие проекту, оставить в силе, отменить в оставшейся части постановление и решение в части отказа в удовлетворении требований общества по пунктам 3, 6, 15, 19 (в оставшейся части), 22, 23, 24, 27, 30, 32, 35, 37, 38, 42, 46, 47, 50, 52, 53, 54, 56, 57, 59 предписания Росприроднадзора от 01.10.2021 N 44-2021-П/П и направить дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 19 октября 2022 года до 26 октября 2022 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов, входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с 20.09.2021 по 01.10.2021 Росприроднадзором в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора) на основании принятого заместителем руководителя Росприроднадзора Жулиной С.А. решения о проведении плановой выездной проверки от 30.08.2021 N РЕ-08/11 (в редакции решений от 08.09.2021 N РЕ-08/17, от 14.09.2021 N РЕ-08/22 и от 21.09.2021 N РЕ-08/33) в отношении общества проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт выездной плановой проверки от 01.10.2021 N 44-2021-П/А (далее - акт проверки) и выдано предписание от 01.10.2021 N 44-2021-П/П об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание) с установлением единого срока устранения нарушений - 01.04.2022.
На основании статей 40 и 43 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) обществом по результатам проверки подготовлены и направлены жалоба от 13.10.2021 исх. N ГД-445а на акт проверки и жалоба от 13.10.2021 исх. N ГД-446а на предписание.
По результатам рассмотрения изложенных в жалобе возражений Росприроднадзор отказал в их удовлетворении, о чем общество проинформировано письмом Росприроднадзора от 11.11.2021 N СЖ-08-01-34/38965.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно и правомерно руководствовались следующим.
В отношении доводов общества о незаконности пунктов 6, 22, 30, 35, 38, 42, 52, 54, 56, 59 предписания суды указали следующее.
Судами установлено, что согласно пункту 6 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований "Дополнения к технологической схеме разработки Киязлинского нефтяного месторождения", согласованного и утвержденного в установленном порядке, не обеспечена ежеквартальная периодичность построения карт изобар, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02394 НЭ.
Согласно пункту 22 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований "Дополнения к технологической схеме разработки Киязлинского нефтяного месторождения", согласованного и утвержденного в установленном порядке, не обеспечено выполнение в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки Киязлинского месторождения в 2018-2020 годах, определение гидродинамических параметров пласта (продуктивность, проницаемость, гидропроводность, пьезопроводность) методом КВД и методом установившихся закачек в 2018-2020 годах; глубинные замеры пластовых давлений в нефтяных, нагнетательных скважинах в 2018-2020 годах; определение пластового давления в добывающих скважинах и нагнетательных скважинах в 2018-2020 годах; определение профиля притока и источника обводнения (комплекс ГИС) в 2018-2020 годах; определение профиля приемистости (комплекс ГИС) в 2018-2020 годах; определение технического состояния затрубного пространства и эксплуатационной колонны в 2018-2020 годах; определение направления и скорости фильтрационных потоков (трассерные и индикаторные исследования) в 2020 году, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02391 НР.
Согласно пункту 30 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований "Дополнения к технологической схеме разработки Дружбинского нефтяного месторождения", согласованного и утвержденного в установленном порядке, не обеспечено выполнение в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки Дружбинского месторождения в 2018-2020 годах, контроль изменения энергетического состояния залежи проведен не в полном объеме в 2018 году и не проведен в 2019-2020 годах, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02391 НР.
Согласно пункту 35 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований "Дополнения к технологической схеме разработки Восточно-Дружбинского нефтяного месторождения Республики Татарстан", согласованного и утвержденного в установленном порядке, не обеспечено выполнение в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки Восточно-Дружбинского месторождения в 2018-2020 годах, определение гидродинамических параметров пласта (продуктивность, проницаемость, гидропроводность, пьезопроводность) методом КВД в 2018-2020 годах, методом КВУ 2019-2020 годах, методом установившихся отборов (закачек) в 2018-2020 годах, определение температуры пласта в 2018-2020 годах, определение профиля притока и источника обводнения (комплекс ГИС) в 2018-2020 годах, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02391 НР.
Согласно пункту 38 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований Дополнения к технологическому проекту разработки Восточно-Дружбинского нефтяного месторождения Республики Татарстан, согласованного и утвержденного в установленном порядке, не обеспечено выполнение в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки Киче-Наратского месторождения в 2018-2020 годах, лабораторные определения по глубинным пробам - состава газонасыщенной пластовой нефти в условиях пласта, при однократном и дифференциальном разгазировании в 2018-2020 годах; лабораторные определения по поверхностным пробам состава разгазированной нефти в 2018-2020 годах; лабораторные определения физико-химических свойств растворенного газа в 2018-2020 годах; определение минерализации пластовой воды в добывающих скважинах в 2018-2020 годах; определение гидродинамических параметров пласта (продуктивность, проницаемость, гидропроводность, пьезопроводность) методом КВУ в 2018-2020 годах, методом установившихся отборов (закачек) в 2018-2020 годах; глубинные замеры пластовых давлений в нефтяных скважинах в 2018-2020 годах; глубинные замеры пластовых давлений в пьезометрических скважинах в 2018-2020 годах; определение пластового давления (статический уровень) в пьезометрических скважинах в 2018-2020 годах; промысловые определения газового фактора в 2018-2020 годах; определение профиля притока и источника обводнения (комплекс ГИС) в 2018-2020 годах; определение технического состояния затрубного пространства и эксплуатационной колонны в 2019-2020 годах; контроль работающих интервалов перфорации в 2018-2020 годах; определение нефтенасыщенной толщины, коэффициента нефтенасыщенности в действующих скважинах в 2018-2020 годах; определение нефтенасыщенной толщины, коэффициента нефтенасыщенности в контрольных скважинах в 2018-2020 годах, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02391 НР.
Согласно пункту 42 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований Дополнения к технологическому проекту разработки Мензелинского нефтяного месторождения (Республика Татарстан), согласованного и утвержденного в установленном порядке, не обеспечено выполнение в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки Мензелинского месторождения в 2018-2020 годах, определение гидродинамических параметров пласта (продуктивность, проницаемость, гидропроводность, пьезопроводностъ) методом КВД в 2018-2020 годах, методом установившихся отборов (закачек) в 2018-2020 годах; глубинные замеры пластовых давлений в нефтяных скважинах в 2018-2020 годах; глубинные замеры пластовых давлений в нагнетательных скважинах в 2018, 2020 годах; определение пластового давления (статический уровень) в добывающих скважинах в 2018-2020 годах; определение пластового давления (статический уровень) в нагнетательных скважинах в 2018-2020 годах; промысловые определения газового фактора в 2018 году; определение профиля притока и источника обводнения (комплекс ГИС) в 2018-2020 годах; определение профиля приемистости (комплекс ГИС) в 2018-2020 годах; определение технического состояния затрубного пространства и эксплуатационной колонны в 2018-2020 годах; определение нефтенасыщенной толщины, коэффициента нефтенасыщенности в наблюдательных и действующих скважинах в 2018-2020 годах, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02391 НР.
Согласно пункту 52 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований Дополнения к технологическому проекту разработки Восточно-Анзирского нефтяного месторождения (Республика Татарстан), согласованного и утвержденного в установленном порядке, не обеспечено выполнение в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки Восточно-Анзирского месторождения в 2018-2020 годах, определение гидродинамических параметров пласта (продуктивность, проницаемость, гидропроводность, пьезопроводностъ) методами КВД и КВУ в 2020 году; Замеры пластового давления в 2018-2019 годах; определение фактической продуктивности скважин по нефти и воде, изучение призабойной зоны пласта в 2018-2019 годах; снятие профилей приемистости с целью определения интервалов поглощения в 2019 годах; определение технического состояния затрубного пространства и эксплуатационной колонны в 2020 году, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02392 НР.
Согласно пункту 54 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение Дополнения к технологическому проекту разработки Восточно-Анзирского нефтяного месторождения (Республика Татарстан) на месторождении не обеспечивается мероприятия по охране недр. Не обеспечено создание опорной сети наблюдательных и пьезометрических скважин из расчета не менее 10% равномерно расположенных по площади добывающих, нагнетательных скважин и 100% фонда контрольных скважин с расчетом равного охвата залежи наблюдениями, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02392 НР.
Согласно пункту 56 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований Дополнения к технологическому проекту разработки Мало-Урнякского нефтяного месторождения (Республика Татарстан), согласованного и утвержденного в установленном порядке, не обеспечено выполнение в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки Мало-Урнякского месторождения в 2018-2020 годах; лабораторные определения по глубинным пробам - состава газонасыщенной пластовой нефти в условиях пласта, при однократном и дифференциальном разгазировании в 2018-2019 годах; лабораторные определения по поверхностным пробам состава разгазированной нефти в 2018-2019 годах; лабораторные определения физико-химических свойств растворенного газа в 2018-2019 годах; определение гидродинамических параметров пласта (продуктивность, проницаемость, гидропроводность, пьезопроводностъ) методом КВД в 2018 году, методом КВУ в 2019 году, методом установившихся отборов в 2018-2019 годах; глубинные замеры пластовых давлений в нефтяных скважинах в 2018-2020 годах; определение пластового давления (статический уровень) в добывающих скважинах в 2018, 2020 годах; промысловые определения газового фактора в 2018-2020 годах; определение профиля притока и источника обводнения (комплекс ГИС) в 2018-2020 годах; определение технического состояния затрубного пространства и эксплуатационной колонны в 2018-2020 годах; определение нефтенасыщенной толщины, коэффициента нефтенасыщенности в наблюдательных и действующих скважинах в 2018 году, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02392 НР.
Согласно пункту 59 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований Технологической схемы разработки Омарского нефтяного месторождения (Республика Татарстан), согласованного и утвержденного в установленном порядке, не обеспечено выполнение в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки Омарского месторождения в 2018-2020 годах, определение гидродинамических параметров пласта (продуктивность, проницаемость, гидропроводность, пьезопроводность) методом КВД в 2018-2020 годах, методом КВУ 2019-2020 годах, методом установившихся отборов в 2018-2020 годах; глубинные замеры пластовых давлений в нефтяных скважинах в 2018-2020 годах; определение пластового давления (статический уровень) в добывающих скважинах в 2018-2020 годах; определение профиля притока и источника обводнения (комплекс ГИС) в 2018-2020 годах; контроль работающих интервалов перфорации в 2018-2020 годах, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02392 НР.
Согласно части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пользователь недр, помимо прочего, обязан обеспечить:
соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр;
соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о недрах, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр;
проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами;
соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Согласно положениям статьи 23.2 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Суды установили, что требования технического проекта на разработку месторождения, в том числе в части выполнения комплексной программы доразведки и исследовательских работ, носят обязательный характер, в частности:
дополнение к технологической схеме разработки Киязлинского нефтяного месторождения - том 2 раздел 11.1, стр. 141; раздел 12.1 (стр. 145);
дополнение к технологической схеме разработки Дружбинского нефтяного месторождения - раздел 13 (стр. 180);
дополнение к технологическому проекту разработки Восточно-Дружбинского нефтяного месторождения - раздел 12.1 (стр. 146);
дополнение к технологическому проекту разработки Киче-Наратского нефтяного месторождения - раздел 12 (стр. 170);
дополнение к технологическому проекту разработки Мензелинского нефтяного месторождения - раздел 12 (стр. 91);
дополнение к технологической схеме разработки Восточно-Анзирского нефтяного месторождения - раздел 12.1 (стр. 220), раздел 11.1 (стр. 208);
дополнение к технологической схеме разработки Мало-Урнякского нефтяного месторождения - раздел 12.1 (стр. 135);
технологическая схема разработки Омарского нефтяного месторождения - раздел 12.1 (стр. 179).
При этом судами правомерно отклонены доводы общества о том, что программа исследовательских работ и доразведки месторождения носит рекомендательный характер, и ее невыполнение не является нарушением.
Согласно пункту 3.1.7 Правил подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 20.09.2019 N 639 (далее - Правила N 639), программа научно-исследовательских работ и доразведки месторождения включается в проект пробной эксплуатации месторождения (залежи) (далее - ППЭ) и дополнение к нему (далее - ДППЭ) и должна обеспечивать получение всей необходимой информации для выполнения подсчета запасов и составления Технологической схемы разработки месторождения (ТСР). По результатам реализации программы проводятся исследования и устанавливаются данные перечисленные в пункте 3.1.7 Правил N 639.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что невыполнение или неполное выполнение недропользователем программы научно-исследовательских работ и доразведки месторождения в нарушение требований проектов (в том числе обозначенных в оспариваемых пунктах предписания) влечет за собой неполучение всей необходимой информации, получение недостоверной информации и составление неверной схемы Технологической схемы разработки месторождения.
Кроме того, довод общества об исчерпывающем перечне обеспечения соблюдения требований технических проектов, установленном в пункте Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 (далее - Правила N 356), правомерно отклонен судами, поскольку указанный довод не относится к пунктам оспариваемого предписания, так как обществу не вменяется отклонения допустимых показателей технического проекта, коими являются показатели, установленные в подпунктах "а" - "в" пункта 5.1 Правил N 356.
Суды указали, что обществу вменяется именно несоблюдение установленных требований, содержащихся в дополнениях к технологическим схемам/проектам (указанных в оспариваемых пунктах предписания).
В соответствии с пунктом 13.1 Правил N 356, проектирование объектов обустройства месторождения осуществляется на основании технического проекта разработки месторождения, а также технического задания, утвержденных недропользователем с соблюдением действующих норм и правил промышленной безопасности в нефтегазодобывающей отрасли.
Согласно пункту 5.15 Правил N 356, пользователь недр обеспечивает научное изучение и сопровождение разработки месторождения (ЭО), осуществляет самостоятельный анализ разработки месторождения (ЭО) и выполнения проектных решений, технологических показателей разработки месторождения (ЭО) и рациональной выработки (использованию) запасов углеводородов.
При этом обществом не представлены судам доказательства отсутствия у него возможности выполнения установленного законодательством порядка пользования недрами, принятия всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных правил и норм в части выполнения требований дополнений к технологическим схемам/проектам (указанных в оспариваемых пунктах предписания).
Более того, пункт 5.1 Правил N 356 устанавливает показатели допустимых отклонений только по годовым уровням добычи нефти и (или) свободного газа, годовому вводу новых добывающих и нагнетательных скважин и годовому действующему фонду добывающих и нагнетательных скважин.
Согласно пункту 5.1 Правил N 356, требования технического проекта, установленные в отношении ЭО, считаются выполненными, если соблюдены требования технического проекта, установленные в отношении месторождения в целом в пределах допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" настоящего пункта.
Исходя из определения указанного положения, суды правомерно отметили, что Правилами N 356 допускаются отклонения от технического проекта только по годовым уровням добычи нефти и (или) свободного газа, годовому вводу новых добывающих и нагнетательных скважин и годовому действующему фонду добывающих и нагнетательных скважин, только при условии соблюдения требований технического проекта в целом.
Таким образом, учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о том, что выполнение условий лицензии, включая соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, является обязанностью недропользователя.
Соответственно, требования общества о незаконности пунктов 6, 22, 30, 35, 38, 42, 52, 54, 56, 59 предписания правомерно оставлены судами без удовлетворения.
В отношении доводов общества о незаконности пунктов 15, 27, 32, 46, 47 предписания суды указали следующее.
Суды установили, что согласно пункту 15 предписания, не соблюдается установленный порядок предоставления недр в пользование: не обеспечено ведение обобщающей документации при осуществлении деятельности по разработке месторождения углеводородного сырья. В паспорте Киязлинского месторождения указаны недостоверные сведения о пользователе недр, лицензии на пользование недрами, о статусе скважинного фонда, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02394 НЭ.
Согласно пункту 27 предписания, не соблюдается установленный порядок предоставления недр в пользование: не обеспечено ведение обобщающей документации при осуществлении деятельности по разработке месторождения углеводородного сырья. В паспорте Дружбинского месторождения указаны недостоверные сведения о географических координатах месторождения, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02391 НР.
Согласно пункту 32 предписания, не соблюдается установленный порядок предоставления недр в пользование: не обеспечено ведение обобщающей документации при осуществлении деятельности по разработке месторождения углеводородного сырья. В паспорте Восточно-Дружбинского месторождения указаны недостоверные сведения о пользователе недр, лицензии на пользование недрами, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02391 НР.
Согласно пункту 46 предписания, не соблюдается установленный порядок предоставления недр в пользование: не обеспечено ведение обобщающей документации при осуществлении деятельности по разработке месторождения углеводородного сырья. В паспорте Тимеровского месторождения указаны недостоверные сведения о лицензии на пользование недрами, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02391 НР.
Согласно пункту 47 предписания, не соблюдается установленный порядок предоставления недр в пользование: не обеспечено ведение обобщающей документации при осуществлении деятельности по разработке месторождения углеводородного сырья. В паспорте Восточно-Анзирского месторождения указаны недостоверные сведения о количестве скважин, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02392 НР.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить:
ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;
представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;
представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о недрах, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
Согласно статье 32 Закона о недрах, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в соответствии с Законом о недрах, и на основе государственной отчетности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 15.1 Правил N 356 устанавливает, что документация по разработке месторождения и эксплуатации скважин составляется недропользователем с целью систематизации и хранения информации, необходимой, в том числе, для:
перспективного и оперативного планирования технологических показателей разработки месторождения и составления отчетных документов по выполнению проектных решений;
проектирования разработки месторождения;
обоснования и планирования мероприятий, направленных на повышение эффективности систем разработки месторождения (ЭО), а также эксплуатации отдельных скважин, установок и оборудования, используемых в технологическом процессе добычи углеводородов;
контроля и мониторинга разработки месторождения (ЭО), оценки эффективности мероприятий по совершенствованию и регулированию процесса разработки;
учета и списания запасов нефти и свободного газа и попутных полезных компонентов;
В соответствии с пунктом 15.8 Правил N 356, обобщающая документация содержит обработанную информацию, содержащуюся в первичной и сводной документации по укрупненным объектам и показателям, и ведется пользователем недр.
В соответствии с пунктом 15.9 Правил N 356, к основным, обобщающим документам, относятся, в том числе паспорта месторождения.
Таким образом, суды правомерно указали, что законодательно определена обязанность недропользователя вести обобщающую документацию при осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами.
Вместе с тем, суды установили, что в ходе проведения проверки выявлено, что в паспортах Киязлинского (стр. 2 - раздел 004; стр. 6 - раздел 023Т), Дружбинского (стр. 2 - раздел 011), Восточно-Дружбинского (стр. 4 - раздел 004), Тимеровского (стр. 3 - раздел 004), Восточно-Анзирского (стр. 5 - раздел 023Т) месторождений указаны недостоверные сведения, в частности, о пользователе недр, лицензии на пользование недрами, статусе скважинного фонда, географических координатах месторождения, количестве скважин. При этом суды отметили, что факт недостоверности и несоответствия указанных сведений не отрицался обществом.
Ссылка общества на положения пункта 9 приказа Минприроды России от 07.12.2015 N 526 "Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых" правомерно признана судами несостоятельной, поскольку не свидетельствует об отсутствии обязанности недропользователя вести и актуализировать обобщающую документацию, так как относится только к сведениям о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых.
Также судами обоснованно отклонена ссылка общества на письмо ФГБУ "Росгеолфонд", так как общество не обращалось с заявлением о внесении изменений в паспорта месторождений по основаниям, указанным в предписании.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что письма не являются нормативно-правовыми актами и при наличии прямой нормы права, устанавливающей соответствующую обязанность, не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемых пунктов предписания.
Таким образом, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 15, 27, 32, 46, 47 предписания.
В отношении доводов общества о незаконности пунктов 23 и 53 предписания суды указали следующее.
Судами установлено, что согласно пункту 23 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение типового проекта консервации скважин нефтяных месторождений, лицензионных участков и структур ТПП "ТатРИТЭКнефть" АО "РИТЭК", расположенных на территории Республики Татарстан, осуществлена остановка скважин N 1612 и N 1669 Киязлинского месторождения на срок более 6 месяцев без перевода скважин в консервацию (с 01.02.2021 по настоящее время и с 01.04.2021 по настоящее время), что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02391 НР.
Согласно пункту 53 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение типового проекта консервации скважин нефтяных месторождений, лицензионных участков и структур ТПП "ТатРИТЭКнефть" АО "РИТЭК", расположенных на территории Республики Татарстан, осуществлена остановка скважин N 663, N 1021 и N 1022 Восточно-Анзирского месторождения на срок более 6 месяцев без перевода скважин в консервацию (скважина N 663 с 01.07.2021 по настоящее время, скважина N 1021 с 01.01.2021 по настоящее время, скважина N 1022 с 01.07.2021 по настоящее время), что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02392 НР.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр среди прочего обязан обеспечить:
соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр;
сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях, а также ликвидацию в установленном порядке горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, не подлежащих использованию; организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на горных выработках, буровых скважинах и иных сооружениях, связанных с пользованием недрами, в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период проведения ликвидационных или консервационных мероприятий.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, согласно статье 23 Закона о недрах, в том числе, являются:
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах, ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, суды правомерно указали, что выполнение требований типового проекта консервации скважин нефтяных месторождений, лицензионных участков и структур ТПП "ТатРИТЭКнефть" АО "РИТЭК", расположенных на территории Республики Татарстан, является обязательным.
Указанные правонарушения, как обоснованно отметили суды, подтверждаются как условиями лицензионного соглашения, пунктом 10 Условий пользования недрами к лицензиям ТАТ 02391 НР и ТАТ 02392 НР, так и требованиями "Типового проекта консервации скважин нефтяных месторождений, лицензионных участков и структур ТПП "ТатРИТЭКнефть" АО "РИТЭК".
При этом ссылка общества на пункт 1580 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 (далее - Правила N 534), правомерно отклонена судами на основании следующего.
Согласно пункту 1580 Правил N 534, временная приостановка скважин в связи с экономическими причинами (до строительства системы сбора и подготовки добываемой жидкости, отсутствие спроса на сырье, нерентабельность эксплуатации) может осуществляться без консервации на срок до 6 месяцев с последующим продлением при условии выполнения мероприятий по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды на срок приостановки скважин.
Ссылка общества на имеющийся у него документ под названием "Мероприятия по контролю за простаивающим, бездействующим и консервированным фондом скважин от 11.01.2021" обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку указанный документ не предъявлен в момент проведения проверки. Факт выполнения мероприятий по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды ничем не подтвержден. Кроме того, указанный документ датирован от 11.01.2021, а остановка отдельных скважин осуществлена до указанной даты.
Суды указали, что в соответствии с типовым проектом консервации скважин нефтяных месторождений, лицензионных участков и структур ТПП "ТатРИТЭКнефть" АО "РИТЭК", расположенных на территории Республики Татарстан (стр. 16, раздел 2. П.), временная приостановка скважин может осуществляться без консервации на срок до 6 месяцев с последующим продлением по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора. Однако подобного согласования от соответствующего органа не представлено.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что материалами дела полностью подтверждается и обществом не оспаривался факт остановки скважин на срок более 6 месяцев без перевода скважин в консервацию, поэтому требования общества о незаконности пунктов 23 и 53 предписания обоснованно оставлены судами без удовлетворения.
По доводам общества о незаконности пункта 24 предписания суды отметили следующее.
Суды установили, что согласно пункту 24 предписания, не соблюдается установленный порядок предоставления недр в пользование: в нарушение типового проекта ликвидации скважин нефтяных месторождений, лицензионных участков и структур ТПП "ТатРИТЭКнефть" АО "РИТЭК", расположенных на территории Республики Татарстан, в акте от 10.09.2015 N 18 "О ликвидации скважины N 1696 Киязлинского месторождения "ТПП "ТатРИТЭКнефть" ОАО "РИТЭК" не содержится информации о поднятии ГНО, о промывке скважины до "чистой воды" тех. жидкостью 1,01-1,14 г/см3 в объеме не менее 25 м3, об опрессовке колонны и цем. мост, на 100 атм; в акте от 10.09.2015 N 20 "О ликвидации скважины N 1662 Киязлинского месторождения "ТПП "ТатРИТЭКнефть" ОАО "РИТЭК" не содержится информации о промывке скважины до "чистой воды", об опрессовке колонны, на 100 атм, о переведении скважины на глинистый раствор 1,18 г/см3, обработанный нейтрализатором сероводорода что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02394 НЭ.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр среди прочего обязан обеспечить:
соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр;
сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях, а также ликвидацию в установленном порядке горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, не подлежащих использованию; организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на горных выработках, буровых скважинах и иных сооружениях, связанных с пользованием недрами, в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период проведения ликвидационных или консервационных мероприятий.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, согласно статье 23 Закона о недрах, в том числе, являются:
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах, ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, суды правомерно заключили, что выполнение требований типового проекта ликвидации скважин нефтяных месторождений, лицензионных участков и структур ТПП "ТатРИТЭКнефть" АО "РИТЭК", расположенных на территории Республики Татарстан, является обязательным.
Суды обоснованно отметили, что указанные правонарушения подтверждаются как условиями лицензионного соглашения, пункт 10 Условий пользования недрами к лицензиям ТАТ 02394 НЭ, так и требованиями типового проекта ликвидации скважин нефтяных месторождений, лицензионных участков и структур ТПП "ТатРИТЭКнефть" АО "РИТЭК".
При этом ссылка общества на положения пункта 1570 Правил N 534 правомерно отклонена судами, так как обозначенный пункт определяет порядок оформления/сдачи/учета актов о ликвидации скважин в соответствующий государственный орган. Факт представления/сдачи/учета таких актов не свидетельствует о соблюдении требований типового проекта ликвидации скважин нефтяных месторождений, лицензионных участков и структур ТПП "ТатРИТЭКнефть" АО "РИТЭК", расположенных на территории Республики Татарстан.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что материалами дела полностью подтверждается факт отсутствия в актах от 10.09.2015 ликвидации скважин N 18 и N 20 информации, указанной в пункте 24 предписания.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в признании незаконным пункта 24 предписания.
По доводам общества о незаконности пунктов 19, 37 и 50 предписания суды указали следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно пункту 19 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: эксплуатация объектов капитального строительства кустов скважин N N К-1610, К-1612, К-1604, К-157, К-1641, К-1698, К-1706, К-259, К-352, К-273, одиночных скважин NN 113, 127, 133, 134, 144, 145, 1636, 1662, 169, 1696, 174, 267, 273, 289, 291, 293, 295, 351 осуществляется в отсутствие проектной документации на обустройство и документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию и соответствие проекту, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02394 НЭ.
Согласно пункту 37 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: эксплуатация объектов капитального строительства площадки скважины N 816 Восточно-Дружбинского месторождения осуществляется в отсутствии проектной документации на обустройство и документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию и соответствие проекту, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02391 НР.
Согласно пункту 50 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: эксплуатация объектов капитального строительства кустов скважин N N К-1026, К-1016, К-1009, К-1014, К-1044, К-1062, К-1021, К-1022, К-657, К-1015, К-1023 осуществляется в отсутствие проектной документации на обустройство и документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию и соответствие проекту, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02392 НР.
Суды установили, что указанные в пункте 1 статьи 46 Закона об охране окружающей среды мероприятия предусматриваются проектной документацией на обустройство месторождения.
Согласно пункту 3.1 Правил N 356, при промышленной разработке месторождений осуществляется технологический процесс извлечения из недр нефти, горючих газов (далее - газов), конденсата и содержащихся в них попутных компонентов на основании технических проектов разработки месторождений, указанных в настоящем пункте.
К техническим проектам, на основании которых может осуществляться промышленная разработка месторождений, относятся: а) технологическая схема разработки месторождения (ТСР) и дополнения к ней; б) технологический проект разработки месторождения (ТПР) и дополнения к нему.
Согласно пункту 13.1 Правил N 356, проектирование объектов обустройства месторождения осуществляется на основании технического проекта разработки месторождения, а также технического задания, утвержденных недропользователем с соблюдением действующих норм и правил промышленной безопасности в нефтегазодобывающей отрасли.
Судами установлено, что в ходе проверки указанная документация на обозначенные скважины отсутствовала, не представлена (также подтверждается справками по обустройству кустов скважин Киязлинского месторождения). Акты ликвидации, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, протоколы заседания постоянно действующей комиссии, свидетельства об опасных производственных объектах, на которые ссылалось общество, как обоснованно заключили суды, не являются проектной документацией на обустройство или документами, подтверждающих ввод в эксплуатацию и соответствие проекту и, соответственно, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания.
В соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Правил N 356, документация по разработке месторождения и эксплуатации скважин составляется недропользователем с целью систематизации и хранения информации. Документация, ведущаяся пользователем недр, должна соответствовать установленным единым формам и храниться на бумажных, магнитных, электронных или оптических носителях.
Довод общества об утилизации проектной документации в связи с истекшим сроком хранения правомерно отклонен судами, поскольку не основывается на нормах права, так как требования Правил N 356 являются обязательными вне зависимости от даты разработки проектной документации.
Суды установили, что проект "Обустройство Дружбинского месторождения нефти" (шифр N 0116.00-ПЗ) в разделе 1.3 (лист 5) в контексте обустройства устьев скважин содержит указание на то, что скважина N 816 существующая и (уже) обустроенная. Соответственно, как обоснованно отметили суды, на данную скважину предусмотрена отдельная проектная документация, которая в рамках проверки не представлялась обществом.
Судами также обоснованно отклонен как не соответствующий действительности довод о том, что обустройство скважины N 816 Восточно-Дружбинского месторождения включено в состав проекта "Обустройство Дружбинского месторождения нефти".
Ссылка общества на проект "Обустройство дополнительных скважин Восточно-Лизирского месторождения" обоснованно признана судами несостоятельной, так как в соответствии с данным проектом на площадках скважин N 1026, N 1027, N 1023 и N 1007 осуществляется производственный мониторинг, что также подтверждает наличие отдельной проектной документации на скважины.
Доводы общества об обустройстве кустов N 1026, N 1027, N 1023, N 1007 в соответствии с проектом "Обустройство дополнительных скважин Восточно-Лизирского месторождения" не нашли своего подтверждения, в связи с чем также отклонены судами.
Кроме того, суды правомерно отклонили доводы общества о незаконности требования представления проектной документации на обустройство и документов, подтверждающих соответствие проекту, поскольку проведение проверки в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора) включает проверку соблюдения требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами; требований, содержащихся в разрешительных документах, перечень которых указан в пункте 3 Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1095 (далее - Положение N 1095), в том числе соблюдение требований технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами (статья 23.2 Закона о недрах). Таким образом, суды правомерно указали, что данные документы относятся к предмету геологического надзора, их истребование является законным.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании о незаконными пунктов 19, 37 и 50 предписания.
Относительно требований общества о признании незаконными пунктов 3 и 57 предписания суды отметили следующее.
Суды установили, что согласно пункту 3 предписания не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований проекта "Дополнение к технологической схеме разработки Киязлинского нефтяного месторождения" (протокол ЦКР Роснедр по УВС от 14.05.2018 N 448) отсутствуют наблюдательные гидрогеологические скважины ниже по рельефу от площадок скважин Киязлинского месторождения; не обеспечен контроль качества подземных вод в течение всего периода эксплуатации месторождения, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02394 НЭ.
Согласно пункту 57 предписания, не соблюдается установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование: в нарушение требований проекта Технологической схемы разработки Омарского месторождения (протокол ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2016 N 6830) отсутствуют наблюдательные гидрогеологические скважины ниже по рельефу от площадок скважин Омарского месторождения; не обеспечен контроль качества подземных вод в течение всего периода эксплуатации месторождения, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ТАТ 02392 НР.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении вышеуказанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, согласно статье 23 Закона о недрах, в том числе являются:
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами.
В соответствии с пунктом 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 94 (далее - Правила N 94), к профилактическим мероприятиям относятся:
а) размещение вновь создаваемых объектов, являющихся потенциальными источниками загрязнения и (или) истощения запасов подземных вод, с учетом минимизации неблагоприятных антропогенных воздействий;
б) предотвращение поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов;
в) оборудование на объектах, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, наблюдательных скважин;
г) наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и их уровенным режимом (далее - наблюдение за состоянием подземных вод) путем анализов проб воды и измерений уровней подземных вод в эксплуатационных водозаборных и наблюдательных скважинах.
Согласно пункту 8 Правил N 94, целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод. Водозаборы подземных вод должны быть оборудованы наблюдательными скважинами для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод на участке недр.
В силу пункта 10 Правил N 94, проектирование и устройство наблюдательных скважин, производство наблюдений за состоянием подземных вод и лабораторный контроль качества подземных вод осуществляются пользователями недр и (или) иными лицами, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты, являющиеся потенциальными источниками загрязнения и (или) истощения запасов подземных вод.
Суды установили, что в ходе проверки выявлено, что проектная документация "Дополнение к технологической схеме разработки Киязлинского нефтяного месторождения" (раздел 13.3, стр. 174), "Технологическая схема разработки Омарского месторождения" (раздел 13.1, стр. 187), с целью защиты первых от поверхности подземных водоносных горизонтов от загрязнения при эксплуатации скважин и трубопроводов, предусматривает наличие наблюдательных гидрогеологических скважин ниже по рельефу от площадки скважины, а также обеспечение контроля качества подземных вод в течение всего периода эксплуатации месторождения (контроль включает гидрогеологическое изучение разреза до источников пресных вод и определение границ их распространения).
Как указали суды, в нарушение требований указанных проектов обозначенные мероприятия не производятся.
При этом суды правомерно отметили, что категории (деление на) обязательных(е) и рекомендательных(е) пунктов(ы) проектов разработки месторождений в Законе о недрах законодателем не установлены(о).
Вопреки доводам общества суды правомерно указали, что требования мероприятий по обеспечению чистоты водоносных подземных вод не могут носить рекомендательный характер, так как в силу прямого указания закона (пункт 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах) недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ.
Закон о недрах устанавливает, что право пользования недрами в установленных случаях (при "грубых нарушениях") может быть прекращено досрочно федеральным органом управления государственным фондом недр (статья 20 Закона о недрах). Таким органом является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), к полномочиям которого, в том числе, относится осуществление принятия решения о досрочном прекращении права пользования участками недр в случаях выявления "грубых нарушений" (систематическое нарушение пользователем недр условий лицензии на пользование недрами и так далее).
В то же время суды указали, что контролирующими органами могут выявляться нарушения законодательства о недропользовании, по которым решение о досрочном прекращении права пользования недрами не принимается, но такие нарушения служат основанием для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Учитывая, что федеральный государственный геологический контроль (надзор), в соответствии с Положением N 1095 и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370", осуществляется Росприроднадзором, то, как правомерно указали суды, и квалификация действия/бездействия в качестве правонарушения, привлечение к административной ответственности, а также выдача соответствующих предписаний по результатам такого контроля (надзора) относится исключительно к полномочиям Росприроднадзора.
Таким образом, суды обоснованно отметили, что если для отдельных органов исполнительной власти и учреждений (Роснедра, ФГБУ "Росгеолфонд" и прочее) несоблюдение требований проектной документации и так далее не является нарушением, в силу отсутствия у них соответствующих полномочий, это не свидетельствует о фактическом отсутствии нарушения.
Суды установили, что в соответствии с решением от 30.08.2021 N РЕ-08/11 выездная проверка проводилась в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора).
Предметом данной проверки являлось, в том числе, соблюдение обществом обязательных требований в области использования и охраны недр; требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, а также требований, содержащихся в разрешительных документах, перечень которых указан в Положении N 1095.
Согласно пункту 3 Положения N 1095, к разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках геологического надзора, относятся: проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона о недрах (технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами); план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона о недрах; документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона о недрах и так далее.
Суды обоснованно отметили, что сам факт датирования отдельных документов датой ранее 2018 года не свидетельствует о том, что они не относятся к предмету проверки. Истребование документов, действовавших в 2018-2020 годах, является законным независимо от даты их создания/согласования/утверждения.
Таким образом, проверка Росприроднадзором соблюдения требований, содержащихся в обозначенной документации, не является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Довод общества о неисполнимости предписания ввиду отсутствия указания конкретных действий, которые необходимо совершить обществу, правомерно отклонен судами в связи со следующим.
Суды указали, что Росприроднадзор, выявив по итогам проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации, в соответствии с обязанностью, установленной пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, выдал обществу предписание об его устранении.
При этом статья 90 Федерального закона N 248-ФЗ не содержит императивных требований к форме и обязательным реквизитам предписания, в том числе не предусматривает необходимости указания конкретного способа (мероприятий, действий) устранения выявленных нарушений, данная норма содержит требования только об указании нарушений и сроков их устранения.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание Росприроднадзора соответствует установленным требованиям, в нем указано как само конкретное нарушение, так и срок его устранения.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что доводы общества о том, что в оспариваемом предписании не указаны конкретные действия, которые надлежит совершать или не совершать с целью устранения выявленных нарушений, не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого предписания.
Росприроднадзор, как обоснованно отметили суды, не обладает организационно-распорядительными полномочиями в отношении общества и не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность, ограничивая в выборе способа исполнения предписания. Общество, обладая собственной правоспособностью, вправе самостоятельно принимать решения, необходимые для осуществления своей деятельности, в том числе связанные с выбором способа и приемлемого для него механизма исполнения предписания.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что указанные пункты предписания являются законными и обоснованными, не противоречат действующему законодательству и документально подтверждены, в связи с чем в указанной части требования общества правомерно оставлены судами без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2022 года в неотмененной части и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2022 года по делу N А40-281244/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "РИТЭК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно отметили, что сам факт датирования отдельных документов датой ранее 2018 года не свидетельствует о том, что они не относятся к предмету проверки. Истребование документов, действовавших в 2018-2020 годах, является законным независимо от даты их создания/согласования/утверждения.
Таким образом, проверка Росприроднадзором соблюдения требований, содержащихся в обозначенной документации, не является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ.
...
Суды указали, что Росприроднадзор, выявив по итогам проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации, в соответствии с обязанностью, установленной пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, выдал обществу предписание об его устранении.
При этом статья 90 Федерального закона N 248-ФЗ не содержит императивных требований к форме и обязательным реквизитам предписания, в том числе не предусматривает необходимости указания конкретного способа (мероприятий, действий) устранения выявленных нарушений, данная норма содержит требования только об указании нарушений и сроков их устранения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2022 г. N Ф05-26679/22 по делу N А40-281244/2021