город Москва |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А41-48063/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Петрунина А. В.: Шестеренко Д.П. (дов. от 10.03.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Щелково Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ООО Специализированный застройщик "Солнечная долина": не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ГО МО "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат": не явились, извещены;
рассмотрев 27 октября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИП Петрунина А.В.
на решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2022 г.,
по делу N А41-48063/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Петрунина Алексея Васильевича
к Администрации городского округа Щелково Московской области
о признании незаконным решений,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Солнечная долина", Министерство имущественных отношений Московской области, Государственный орган Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат",
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Петрунин Алексей Васильевич (далее - ИП Петрунин А.В., предприниматель, заявитель) является собственником нежилого здания площадью 219,7 м2 с кадастровым номером 50:14:0000000:119127, расположенного по адресу: Московская обл., г. Щелково, Фряновское ш., д. 46, (государственная регистрация права от 22 июля 2014 г. N 50-50-14/081/2014-548).
Земельный участок под зданием сформирован на основании постановления Администрации городского округа Щелково Московской области (далее - Администрация) от 23 июля 2020 г. N 1818 "О предварительном согласовании предоставления Петрунину А.В. земельного участка без проведения торгов площадью 2 091 м2, расположенного в кадастровом квартале 50:14:005003, в аренду".
Земельный участок площадью 2 091 м2 поставлен на кадастровый учет 11 августа 2020 г. с кадастровым номером 50:14:0050303:4983, категория земель - земли населенных пунктов (далее - земельный участок).
01 октября 2020 г. ИП Петрунин А.В. обратился в Администрацию с заявлением N Р001-3314660464-39207798 о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, как собственнику нежилого здания.
Решением от 23 октября 2020 г. N Р001-3314660464-39207798 предпринимателю отказано в предоставлении государственной услуги с указанием на то, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:4983 не установлен.
27 октября 2020 г. ИП Петрунин А.В. обратился в Администрацию с заявлением об установлении земельному участку вида разрешенного использования "магазины" либо "обслуживание жилой застройки".
18 ноября 2020 г. Администрацией принято решение N 172-01ТГ-9841 об отказе в установлении вида разрешенного использования спорному земельному участку, в связи с тем, что земельный участок согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области расположен в зоне комплексного развития территории (КУРТ-14), для которой вид разрешенного использования "магазины" либо "обслуживание жилой застройки" не предусмотрен.
Считая свои права нарушенными, ИП Петрунин А.В. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконными решения от 18 ноября 2020 г. N 172-01ТГ-9841 об отказе в установлении вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером 50:14:0050303:4983; и от 23 октября 2020 г. N Р001-3314660464-39207798 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов" и обязании Администрацию установить земельному участку с кадастровым номером 50:14:0050303:4983 вид разрешенного использования "обслуживание жилой застройки" и предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050303:4983 в аренду без проведения торгов (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Солнечная долина" (далее - ООО Специализированный застройщик "Солнечная долина"), Министерство имущественных отношений Московской области, Государственный орган Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат" (далее - ГО МО "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат").
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Петрунин А.В. просит об отмене принятых по настоящему делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО Специализированный застройщик "Солнечная долина" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение судами норм материального и процессуального права.
Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ИП Петрунина А.В. поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Администрации городского округа Щелково Московской области, ООО Специализированный застройщик "Солнечная долина", Министерство имущественных отношений Московской области, ГО МО "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ИП Петрунина А.В., суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Из пунктов 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Из пункта 20 указанной статьи следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации)
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 6 статьи 30, статьями 35 и 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования определяется согласно градостроительному зонированию и градостроительным регламентам, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
Пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемые отказы основаны на положениях действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, приняты уполномоченным органом в пределах представленных полномочий.
Судами установлено, что основанием для отказа заявителю в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:4983 послужило то обстоятельство, что на момент обращения заявителя в администрацию разрешенное использование земельного участка не было установлено.
Из кадастровой выписки от 12 августа 2020 г. на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050303:4983 следует, что в отношении указанного участка не установлен вид разрешенного использования.
Согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050303:4983 расположен в зоне комплексного развития территории КУРТ-14.
Комплексное развитие территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, размещение на земельных участках в границах данной территории объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного значения, а также необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с документацией по планировке территории.
Постановлением Главы городского поселения Щелково от 02 июля 2014 г. N 104 утвержден Проект планировки территории жилого квартала, местоположение - Московская область, г. Щелково, Фряновское шоссе (пос. РТП) (корректировка), согласно которому на рассматриваемой территории предусмотрено размещение 17-ти этажного жилого дома.
Таким образом, испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка "магазины" или "обслуживание жилой застройки" в зоне осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в регламенте зоны отсутствует.
Судами также принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2021 г. по делу N А41-17492/21 признано незаконным постановление Администрации от 23 июля 2020 г. N 1818 "О предварительным согласовании предоставления Петрунину А.В. земельного участка без проведения торгов площадью 2 091 м2, расположенного в кадастровом квартале 50:14:005003, в аренду".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2018 г. по делу N А41-15433/2018 установлено, что инвестиционный контракт от 02 сентября 2005 г., заключенный между ООО "РТП", Администрацией, Министерством строительного комплекса Московской области, зарегистрированный в реестре Минстроя за N 50/14-07 от 18 июня 2007 г., является договором о развитии застроенной территории.
Таким образом, лицом, которому может быть предоставлен земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее развитии, может быть лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории.
ИП Петрунин А.В. не является стороной договора о развитии застроенной территории, а именно инвестиционного контракта от 02 сентября 2005 г.
При этом условиями инвестиционного контракта от 02 сентября 2005 г. предусмотрено расселение граждан из аварийного жилья, расположенного в границах застраиваемой территории, с последующим сносом многоквартирных домов, а также освобождение территории, подлежащей застройке, от иных объектов недвижимости нежилого назначения, включая объект, принадлежащий ИП Петрунину А.В. на праве собственности, находящийся по адресу: г. Щелково, Фряновское ш., дом. 46 (пункт 2.4.2 инвестиционного контракта).
10 июля 2020 г. Администрацией издано постановление N 1709 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и нежилого помещения", в соответствии с которым объект с кадастровым номером 50:14:0000000:119127 подлежит изъятию для муниципальных нужд.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без торгов от 23 октября 2020 г. N Р001-3314660464-39207798 и отказе в установлении вида разрешенного использования земельного участка в зоне комплексного развития территории от 08 ноября 2020 г. N 172-01ТГ-9841 соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2022 г. по делу N А41-48063/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Петрунина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2018 г. по делу N А41-15433/2018 установлено, что инвестиционный контракт от 02 сентября 2005 г., заключенный между ООО "РТП", Администрацией, Министерством строительного комплекса Московской области, зарегистрированный в реестре Минстроя за N 50/14-07 от 18 июня 2007 г., является договором о развитии застроенной территории.
...
ИП Петрунин А.В. не является стороной договора о развитии застроенной территории, а именно инвестиционного контракта от 02 сентября 2005 г.
При этом условиями инвестиционного контракта от 02 сентября 2005 г. предусмотрено расселение граждан из аварийного жилья, расположенного в границах застраиваемой территории, с последующим сносом многоквартирных домов, а также освобождение территории, подлежащей застройке, от иных объектов недвижимости нежилого назначения, включая объект, принадлежащий ИП Петрунину А.В. на праве собственности, находящийся по адресу: г. Щелково, Фряновское ш., дом. 46 (пункт 2.4.2 инвестиционного контракта).
10 июля 2020 г. Администрацией издано постановление N 1709 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и нежилого помещения", в соответствии с которым объект с кадастровым номером 50:14:0000000:119127 подлежит изъятию для муниципальных нужд."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2022 г. N Ф05-26877/22 по делу N А41-48063/2021