г. Москва |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А40-52128/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Коваля А. В.,
судей Нечаева С. В., Шишовой О. А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ" - Кауль Ю.М. по доверенности от 14.05.2021 г.;
от Министерства обороны Российской Федерации
- Бекетова А.А. по доверенности от 07.10.2022 г. N 207/5/Д/170;
от федерального государственного казенного учреждения "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" Министерства обороны Российской Федерации
- Бекетова А.А. по доверенности от 10.08.2022 г. N 17;
от федерального государственного казенного учреждения "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" Министерства обороны Российской Федерации - не явились, извещено;
рассмотрев 08 ноября 2022 года в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2022 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2022 года по делу N А40-52128/22,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ" к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" Министерства обороны Российской Федерации,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального государственного казенного учреждения "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ" (далее - ООО "УК "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России) о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации о взыскании пени за период с 20.05.2021 г. по 03.02.2022 г. года в размере 1 268 321,89 руб., о взыскании с ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств у ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России взыскание осуществить с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации пени за период с 20.05.2021 г. по 14.03.2022 г. года в размере 29 727 руб. 70 коп., пени, начисляемые на сумму неоплаченного долга за период март 2019 года - январь 2020 года в размере 136 053 руб. 54 коп. за каждый день просрочки, начиная с 15.03.2022 по день фактической оплаты (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Дело рассмотрено с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального государственного казенного учреждения "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2022 года по делу N А40-52128/22 иск удовлетворен.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2022 года по делу N А40-52128/22 решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2022 года изменено, с Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца взысканы пени 1 268 321 руб. 89 коп.; с ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу истца пени в размере 29 727 руб. 70 коп. и пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы долга 136 053 руб. 54 коп. за каждый день просрочки, начиная с 15.03.2022 г. по день фактического исполнения денежного обязательства по оплате основного долга, исключив из расчета период с 01.04.2022 г. по день окончания действия моратория, а также в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 26 309 рублей.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2022 года по делу N А40-52128/22.
Министерство обороны Российской Федерации в кассационной жалобе ссылается на неправильное применение судами норм материального права, неполное установление обстоятельств дела, а также просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России в кассационной жалобе указывает на необоснованность и незаконность принятых по делу решения и постановления, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, а также просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России поддержал доводы кассационных жалоб. Представитель истца возражал относительно удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами, ООО "УК "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области, г. Подольск, мкр. Кузнечики по адресам: ул. Академика Доллежаля д. 2 корп. 1, ул. Академика Доллежаля 6, ул. Академика Доллежаля д. 7/1, ул. Академика Доллежаля д. 8, ул. Академика Доллежаля д. 15, ул. Академика Доллежаля д. 29, ул. Академика Доллежаля 42, ул. Генерала Варенникова д. 4, бульвар 65-летия Победы д. 9, Флотский проезд д. 3.
Обслуживаемые помещения в многоквартирных домах находятся в собственности Российской Федерации. Жилой фонд закреплен за вооруженными силами Российской Федерации, где правомочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Между Министерством обороны Российской Федерации и ООО "УК "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ" 01 ноября 2015 года был заключен Договор N 23 на управление жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации. Объекты жилищного фонда находятся в оперативном управлении Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В период март 2019 года - январь 2020 года истцом оказаны коммунальные услуги, услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества в отношении объектов жилищного фонда, расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах и принадлежащих на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и находящихся в оперативном управлении ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2021 г. по делу N А40-154186/20 были удовлетворены в полном объеме исковые требования ООО "УК "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ" о взыскании:
с Министерства обороны Российской Федерации задолженности за оказанные коммунальные услуги, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах за период с марта 2019 по январь 2020 в размере 7 460 716, 98 рублей, неустойки за период с 11.04.2019 по 19.05.2021 размере 848 589,10 рублей.
с ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России, а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации, задолженности за оказанные коммунальные услуги, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах за период март 2019 года - январь 2020 года в размере 136 053,54 рублей, неустойки за период с 11.04.2019 по 19.05.2021 года в размере 16 467,37 рублей.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 г. и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.02.2022 г. судебный акт по делу N А40-154186/20 оставлен без изменения.
Пени по делу N А40-154186/20 согласно решению суда были взысканы за период просрочки в оплате указанного долга 11.04.2019 года по 19.05.2021 года.
Судебный акт своевременно не исполнен.
Задолженность Министерства обороны Российской Федерации в размере 7 460 716, 98 рублей, взысканная по арбитражному делу N А40-154186/20-23-1036, оплачена только 03.02.2022 г. платежным поручением N 118363 от 03.02.2022 г.
Задолженность ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России в размере 136 053,54 рублей, взысканная по арбитражному делу N А40-154186/20-23-1036, не оплачена до настоящего времени.
В связи с просрочкой оплаты и дальнейшим неисполнением ответчиком своих обязательств, истцом в соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации начислены пени за период с 20.05.2021 г. до даты фактического погашения долга:
Размер пени (неустойки) в отношении задолженности Министерства обороны Российской Федерации в размере 7 460 716,98 рублей, за период с 20.05.2021 г. по 03.02.2022 г. составил 1 268 321,89 рублей;
Размер пени (неустойки), в отношении задолженности ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России в размере 136 053,54 рублей, за период с 20.05.2021 г. по 14.03.2022. составил 29 727,70 рублей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 120, 210, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что у ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУИО" Минобороны России имеется обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, и данная обязанность им не исполнена по решению суда, суд первой инстанции признал исковые требования к указанному ответчику обоснованными и подлежащими удовлетворению. Также установив, что Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств и несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного ему учреждения, суд признал подлежащим удовлетворению требование о взыскании долга при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
Проверяя решение суда первой инстанции и доводы апелляционных жалоб, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части взыскания неустойки, указав на то, что с 01.04.2022 до окончания срока моратория начисление неустойки на установленную судебным актом задолженность в порядке исполнения судебного акта не производится, в связи с чем изменил судебный акт суда первой инстанции.
Арбитражный суд Московского округа соглашается с выводами судов и считает, что доводы кассационных жалоб не могут быть приняты во внимание.
Вопреки доводам кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации, кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
Доводы заявителей кассационных жалоб относительно того, что судами не учтены нормы бюджетного законодательства, не могут быть приняты во внимание, поскольку установленные Бюджетным кодексом РФ особенности порядка исполнения судебных актов не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения, не затрагивают соотношения прав и обязанностей их участников и сами по себе не изменяют оснований и условий применения гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов об отсутствии объективных оснований к снижению заявленного размера неустойки, и отсутствии подтверждающих данные основания доказательств.
Более того, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 28.01.2016 N 303-ЭС15-14198, определение конкретного размера неустойки является вопросом факта и, следовательно, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Оценив выводы, сделанные судами в рамках рассмотрения настоящего дела, суд кассационной инстанции установил, что доводы кассационных жалоб были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку, и с учетом установленных судами фактических обстоятельств они не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены судебных актов.
Иная оценка заявителями установленных судами обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствуют о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Фактически все приведенные доводы, изложенные в кассационных жалобах, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2022 года в неизменной части и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2022 года по делу N А40-52128/22 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А. В. Коваль |
Судьи |
С. В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверяя решение суда первой инстанции и доводы апелляционных жалоб, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части взыскания неустойки, указав на то, что с 01.04.2022 до окончания срока моратория начисление неустойки на установленную судебным актом задолженность в порядке исполнения судебного акта не производится, в связи с чем изменил судебный акт суда первой инстанции.
...
Доводы заявителей кассационных жалоб относительно того, что судами не учтены нормы бюджетного законодательства, не могут быть приняты во внимание, поскольку установленные Бюджетным кодексом РФ особенности порядка исполнения судебных актов не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения, не затрагивают соотношения прав и обязанностей их участников и сами по себе не изменяют оснований и условий применения гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов об отсутствии объективных оснований к снижению заявленного размера неустойки, и отсутствии подтверждающих данные основания доказательств.
Более того, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 28.01.2016 N 303-ЭС15-14198, определение конкретного размера неустойки является вопросом факта и, следовательно, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2022 г. N Ф05-28636/22 по делу N А40-52128/2022