г. Москва |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А40-10025/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 10.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от Ассоциации строителей "Саморегулируемая организация "Строительные Допуски": Павлов В.А. по доверенности от 11.01.2022, паспорту;
от МТУ Ростехнадзора: Наталенко В.И. по доверенности, удостоверению;
рассмотрев 08.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Ассоциации строителей "Саморегулируемая организация "Строительные Допуски"
на решение от 27 мая 2022 года Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 10 августа 2022 года Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-10025/2022
по заявлению Ассоциации строителей "Саморегулируемая организация "Строительные Допуски"
к МТУ Ростехнадзора
о признании недействительным и отмене пункта 1;,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация строителей "Саморегулируемая организация "Строительные Допуски" (далее - Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании п. 1 предписания МТУ Ростехнадзора от 25.10.21 N 459-Г/3.3-20/СРО.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Ассоциации поддержал требования кассационной жалобы, представитель МТУ Ростехнадзора возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжений МТУ Ростехнадзора от 18.08.2021 N РП-200-1851-О, от 17.09.2021 N РП-200-1912-0 в период с 12.10.2021 - 25.10.2021, проведена внеплановая выездная проверка Ассоциации с целью контроля исполнения предписания МТУ Ростехнадзора от 11.06.2021 N 267-Г/3.3-20/СРО.
Копии распоряжений о проведении внеплановой выездной проверки получены Ассоциацией "СРО "СД" 04.10.2021.
В ходе проведения проверки установлено, что нарушения указанные в предписании от 11.06.2021 N 267-Г/3.3-20/СРО не устранены в полном объеме, в том числе Ассоциацией средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в полном объеме не размещены на специальных банковских счетах, открытых в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленных Правительством Российской Федерации, что нарушает требования ч. 1 ст. 55.16.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
По результатам проверки составлен акт от 25.10.2021 N 778-Г/3.3-20/СРО, на основании которого выдано оспариваемое предписание от 25.10.2021 N 459-Г/3.3-20/СРО.
Не согласившись в части с указанным предписанием, Ассоциация обратилась с настоящим требованием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191) размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.
Частью 12 ст. 3.3 Федерального закона N 191 установлено, что средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая, предусмотренного ч. 13 настоящей статьи.
Судами установлено, что количество действующих членов Ассоциации по состоянию на 11.10.2021 составляет 140 членов, количество исключенных членов ассоциации по состоянию на 11.10.2021 составляет 320 членов, решение о формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, принято Советом Ассоциации 21.03.2017 (протокол N 6/17). Общим собранием членов от 27.10.2016, протокол N 15, утверждено Положение о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств и установлены размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательства на одного члена саморегулируемой организации в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Размер компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств с учетом процентов от его размещения в российских кредитных организациях по состоянию на 11.10.2021 должен составлять не менее 302.614.422, 23 руб.
Суды установили, что вместе с тем, суммарно на 11.10.2021 на специальных банковских счетах, открытых для размещения денежных средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств размещено 276.660.913, 56 руб. При проведении проверки установлено, что Ассоциацией осуществлялось распределение доходов, полученные от размещения средств компенсационного фонда Ассоциации до 04.07.2016 между членами Ассоциации. В материалы дела представлена выписка из протокола заседания Совета Ассоциации от 14.07.2017 протокол N 18/17, в котором, согласно повестке дня по вопросу N 5 принято решение об использовании доходов, полученных от размещения в банках средств компенсационного фонда, который сформирован до 04.07.2016 в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2017 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с указанным решением при увеличении уровней ответственности согласно справке N 1, представленной в рамках плановой выездной проверки, сумма, распределенная между организациями в соответствии с ч. 11.1 ст. 3.3 Федерального закона N 191 от 29.12.2004, составила 9.103.508, 42 руб.
Согласно ч. 9 ст. 3.3 Федерального закона N 191 некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации и соответствующая требованиям, установленным ч. ч. 3, 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее 01.07.2017 обязана сформировать компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в случаях, установленных ч. 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При формировании указанных фондов следовало руководствоваться требованиями, установленными, в том числе, ч. ч. 10, 12 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ.
В соответствии с ч. 11.1 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, была обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 04.07.2016, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Суды указали, что решение об использовании доходов, полученных от размещения компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 04.07.2016 в качестве части взноса члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, могло быть принято уполномоченным органом саморегулируемой организации в срок, установленный ч. 9 ст. 3.3 Федерального закона N 191, то есть не позднее 01.07.2017.
Суды отметили, что вступившим в законную силу постановлением Мирового судьи судебного участка N 200 района Измайлово г. Москвы от 19.04.22 по делу N 5-462/2022, организация привлечена к административной ответственности за не исполнение рассматриваемого предписания.
Изложенные в жалобе доводы приводились при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку судов, отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо повлечь безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2022 года по делу N А40-10025/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 11.1 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, была обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 04.07.2016, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Суды указали, что решение об использовании доходов, полученных от размещения компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 04.07.2016 в качестве части взноса члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, могло быть принято уполномоченным органом саморегулируемой организации в срок, установленный ч. 9 ст. 3.3 Федерального закона N 191, то есть не позднее 01.07.2017.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2022 года по делу N А40-10025/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2022 г. N Ф05-28237/22 по делу N А40-10025/2022